logo

Климат – основа новой экономики, сохранение климата – залог высокого качества жизни каждого человека

Перспективы рынка углеродных единиц в России и в мире в целом

Перспективы рынка углеродных единиц в России и в мире в целом

Текущая климатическая повестка заставляет международное сообщество искать разные инструменты сдерживания выбросов парниковых газов. Одним из них становится устойчивая тенденция к созданию национальных бирж торговли углеродными единицами. В 2022 году Реестр углеродных единиц запустился и в России.

Автор

Центр стратегических разработок

Центр стратегических разработок

Где есть торговля, там устанавливаются и цены. Каким должно быть ценообразование на углеродные единицы? Так, цена на углеродные единицы Европейской системы торговли квотами на выбросы в 2022 году значительно колебалась. В середине августа она была на уровне в 98 евро/т СО2-экв. и в начале сентября упала до значения в 65 евро/т СО2-экв., приблизившись к самому низкому уровню с начала марта 2022 г.

Однако развитый и обязательный европейский рынок нельзя сравнивать с формирующимся и добровольным российским. На Московской бирже пока прошли всего две сделки купли-продажи углеродных единиц, и эксперты едины во мнении, что для достижения адекватной цены потребуется время.

Плата на выбросы углерода может быть разной

Углеродное ценообразование предполагает установление прямой платы за выбросы парниковых газов, и это могут быть совершенно разные системы.

  1. Углеродный налог. Правительство устанавливает фиксированную ставку на выбросы парниковых газов или, что более распространено, на содержание углерода в ископаемом топливе.
  2. Система торговли выбросами. В таком случае власти задают для регулируемых компаний разрешенный объем выбросов за отчетный период, а за превышение взимают штрафы. Формируется рынок торговли разрешениями: компании, сократившие свои выбросы больше, чем разрешено, выступают продавцами, а компании, превысившие разрешения — покупателями. В системы торговли квотами прежде всего включаются наиболее углеродоемкие сектора экономики.
  3. Добровольные углеродные рынки. Такая система позволяет компаниям компенсировать выбросы парниковых газов путем приобретения углеродных единиц от реализации климатических проектов. Это могут быть проекты, направленные на сокращение выбросов или же на увеличение их поглощения.

Добровольные рынки — самый универсальный инструмент, его можно внедрить в любой экономике и даже проводить с его помощью международные сделки купли-продажи. Именно добровольный рынок сейчас формируется в России. При этом, разные варианты углеродного ценообразования могут действовать на одной территории одновременно, и такие примеры есть.

Примечание: добровольные рынки могут иметь некоторые пересечения с углеродными налогами и системами торговли выбросами. Источник: Всемирный банк и Ecosystem MarketPlace.

Социально-экономические эффекты углеродного ценообразования

Углеродное ценообразование влечет за собой заметные эффекты для экономики, которые необходимо принимать в расчет как при введении, так и при развитии рынка. Оценка эффектов от различных вариантов установления цены на углерод позволяет выбрать предпочтительный вариант. Однако большинство исследований оценивают эффекты именно от углеродного налога, и реже они касаются добровольного рынка.

В России оценка социально—экономических эффектов углеродного регулирования получает все большее распространение и есть смысл проводить ее и для вариантов установления цены на углерод. Тем более что климатические цели России в явном виде включают условие устойчивости и сбалансированности социально—экономического развития.

Если говорить об эффектах углеродного ценообразование, то выделяют следующие.

Выбросы парниковых газов. Введение цены на углерод приводит к снижению выбросов парниковых газов. Однако прямой линейной связи здесь нет. Многое зависит от объема эмиссии, страны, мер стимулирования.

Источник: анализ авторов на основе исследований Acadia Center, Duke Kunshan University, Еврокомиссии, Grantham Research Institute on Climate Change and the Environment, МВФ, МВФ, ОЭСР, ВТБ Капитал

ВВП. Внедрение углеродных рынков влечет за собой снижение темпов роста ВВП, о чем свидетельствуют исследования по миру в целом, ЕС и России. Это связано с ростом цен, увеличением издержек и снижением выпуска в традиционных отраслях экономики. Но опыт ряда стран показывает, что эффект может быть минимальным (провинция Британская Колумбия, Канада) или даже способствовать росту экономики (ряд штатов в США).

Инвестиции. Как правило, инвестиции в углеродоемкие отрасли (нефтегазовую, угольную, традиционную металлургию и пр.) сокращаются, а в альтернативные сектора экономики (ВИЭ, альтернативный транспорт) — растут.

Инфляция. Рынок углеродных единиц приводит к росту инфляции, так как производственные затраты на углеродоемкую продукцию растут, как и цены на электроэнергию, тепло и топливо. Так, в России, по оценкам ИНП РАН, установление цены на углерод на уровне 50 евро может привести к росту цен на тепловую энергию на 80 %, а на электроэнергию — на 25 %.

Занятость населения. Отследить взаимосвязь достаточно сложно, так как прямой корреляции с рабочими местами и рынком углеродных единиц нет. В России, несмотря на значительную экономическую роль сферы добычи и переработки ископаемого топлива, суммарная занятость в этих отраслях относительно невелика. Но если рассматривать Климатическую программу Сахалинской области (2021 года), то она предусматривает создание не менее 1000 «зеленых» рабочих мест к 2025 году.

Расходы населения. Введение цен на углерод приводит к росту расходов из-за увеличения стоимости социально значимых товаров — электроэнергии и тепла. В России рост расходов населения может быть и ограничен за счет госрегулирования цен на электроэнергию и тепло. Нагрузка от роста стоимости будет не прямой, а может быть ощутима на уровне общей инфляции, так как косвенно расходы домохозяйств все равно вырастут.

Оценки и реальная картина могут расходиться

Оценить эффект от влияния внедрения углеродного ценообразования можно лишь предположительно. Особенно в России, где рынок еще только формируется. Начало пути не мешает воспользоваться опытом стран, которые уже не первый год исследуют эту сферу на практике и, кстати, ошибались в своих прогнозных значениях.

Источник: Еврокомиссия

В качестве примера существенных расхождений между фактом и прогнозом можно привести значения выбросов CO2 в ЕС в 2015 году, которые оказались на 570 млн т CO2 и на 480 млн т CO2 ниже базового прогноза и прогноза дополнительных мер Еврокомиссии от 2009 года соответственно. Более того, существенные отклонения между фактом и «базовой линией» стали одним из дестабилизаторов европейской системы на первом этапе ее внедрения (2005–2007 гг.), когда «разрешенные» выбросы стабильно превышали фактические.

Фото на обложке: © Sergey Nivens / Фотобанк Лори

Источники

Требуется авторизация

Выполните вход для комментирования

Войти

Другие статьи

Ежемесячный дайджест за Январь 2024

Главред

Ежемесячный дайджест за Январь 2024

Еженедельный дайджест 29.01-04.02.2024

Главред

Еженедельный дайджест 29.01-04.02.2024

Еженедельный дайджест 22.01-28.01.2024

Главред

Еженедельный дайджест 22.01-28.01.2024

Еженедельный дайджест 15.01-21.01.2024

Главред

Еженедельный дайджест 15.01-21.01.2024