logo

Климат – основа новой экономики, сохранение климата – залог высокого качества жизни каждого человека

Механизм пограничной углеродной корректировки

Механизм пограничной углеродной корректировки

Автор

Сергей Ситников

Сергей Ситников

«Трансграничный углеродный механизм» ЕС окажет существенное влияние на производство и поставку российского цемента, удобрений, железа, стали и алюминия и грозит российским производителям созданием дополнительных обязательств перед европейскими контрагентами 

Подготовленные Европейским Союзом меры регулирования «трансграничного углеродного механизма», распространяющиеся на ввоз в страны ЕС отдельных категорий продукции, могут создать для российских производителей ряда категорий указанной продукции необходимость осуществлять регистрацию своих производственных мощностей в Европейской комиссии, а также осуществлять верификацию выбросов парниковых газов, сопровождающих производство соответствующей продукции.

Что произошло

14 июля 2021 года Европейская комиссия официально обнародовала значительный перечень мер, связанных с достижением Европейским союзом (ЕС) цели по сокращению выбросов парниковых газов не менее чем на 55% к 2030 году от уровня 1990 года (т.н. пакет «Fit for 55»). В число этих мер вошли предложения по введению т.н. «трансграничного углеродного механизма» (“carbon border adjustment mechanism” или “CBAM”). Он предполагает, в частности, создание системы учета и верификации выбросов парниковых газов, сопровождающих производство регулируемой продукции, импортируемой в ЕС, а также установление и взимание платы за такие выбросы. При этом импорт такой продукции в ЕС будет разрешен только для лиц, получивших специальное разрешение от уполномоченного органа соответствующей страны ЕС («уполномоченным декларантам»). А само регулирование может, как минимум, частично, затронуть и российских производителей регулируемой продукции.

Регулируемая продукция

В состав продукции, попавшей под регулирование СВАМ, входят ряд категорий цемента, удобрений, черной металургии, стали, алюминия, а также электрической энергии.

Подробный перечень соответствующей продукции, их категорий, а также принимаемых к учету парниковых газов (ПГ), выбрасываемых в процессе ее производства, закреплен в регулирующих документах. Только те категории продукции, которые попали в этот перечень, должны приниматься во внимание в контексте регулирования СВАМ при осуществлении коммерческих операций.

Регистрация производственных мощностей

Одним из основных элементов регулирования СВАМ, затрагивающим находящихся вне ЕС (в т.ч., российских) производителей регулируемой продукции, является регистрация информации о них Европейской комиссией. Так, по заявлению лица («оператора»), осуществляющего управление или контроль в отношении расположенных за пределами ЕС стационарных производственных мощностей, на которых производится регулируемая продукция, Европейская комиссия регистрирует информацию об операторе и производственных мощностях в специально создаваемой для этого базе данных. Для этого оператор предоставляет информацию о себе, об основной экономической деятельности, осуществляемой производственными мощностями, а также о их расположении (включая точный адрес и географические координаты). Несмотря на то, что такая регистрация является правом, а не обязанностью оператора (и оператор может в любой момент требовать исключения информации о себе из соответствующей базы данных), есть основания предполагать, что его европейские контрагенты (в т.ч., уполномоченные декларанты) будут настаивать на прохождении оператором такой регистрации (либо переносить на оператора свои расходы, связанные с оценкой величины выбросов парниковых газов, сопровождавших производство соответствующей продукции). Одной из причин этого является предоставленная уполномоченным декларантам возможность использовать предоставленные оператором верифицированные сведения о выбросах парниковых газов для выполнения возложенных на уполномоченного декларанта обязательств (в том числе, по отчетности перед регулятором), а также для уточнения финансовых обязательств уполномоченного декларанта (в определенных регулированием случаях). Оператор, проходящий такую регистрацию, должен будет, помимо прочего, определять величину выбросов парниковых газов, сопровождавших производство его продукции, а также осуществлять верификацию таких выбросов в соответствии с установленными правилами.

Возможность зачета национальной «платы за углерод» в рамках СВАМ

Предложенное ЕС регулирование предполагает право уполномоченного декларанта в некоторых случаях уменьшить свои финансовые обязательства в рамках СВАМ на величину «платы за углерод», уплаченной оператором в рамках его национальной системы платы за выбросы парниковых газов. Хотя в Российской Федерации такая национальная система платы за выбросы парниковых газов еще не установлена, в стадии разработки находится эксперимент по созданию варианта такой системы (например, в рамках проекта Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов в Сахалинской области» и относящегося к нему регулирования), результаты которого (при определенных условиях) могут быть заявлены и приняты к учету в рамках СВАМ. В этом случае реализация российскими предприятиями соответствующих климатических проектов и сокращение выбросов парниковых газов (и/или увеличение их поглощения), отвечающие условиям такой системы, могут создать основу для уменьшения возможной финансовой нагрузки на оператора и уполномоченного декларанта в рамках СВАМ.

Рекомендации для российских производителей регулируемой продукции

Несмотря на то, что предложенное в ЕС регулирование в рамках СВАМ еще не вступило в силу (оно уже активно обсуждается регуляторами и его вступление в силу запланировано на 1 января 2023 года), а ряд механизмов после принятия будет вступать в силу постепенно (первая стадия по формированию и предоставлению отчетности должна начаться с 1 января 2023 года), российским компаниям, реализующим регулируемую продукцию для ее импорта в страны ЕС, рекомендуется провести консультации со своими европейскими контрагентами и выработать последовательность действий, которая позволит не только обеспечить выполнение новых требований (в том числе, в части отчетности, обязанность по формированию которой возникнет у европейских компаний сразу после вступления в силу соответствующего регулирования), но и уменьшить возможную финансовую нагрузку, связанную с применением СВАМ. Так, например, одним из шагов, которые могло быть целесообразно предпринять, является оценка процедуры и последствий регистрации оператора и его производственных мощностей в соответствующей базе Европейской комиссии. Кроме того, анализ требований предложенного регулирования, касающихся методики расчета величины выбросов парниковых газов, сопровождающих производство продукции, и их верификации, а равно результаты такого расчета могут оказаться востребованными со стороны европейских партнеров уже в самое ближайшее время.

***

В случае возникновения каких-либо вопросов (в том числе, связанных с углеродным регулированием в странах ЕС и России), обращайтесь к партнеру ESG практики АБ "ЕМПП" Сергею Ситникову (e: sitnikov@empp.ru, t: +7(495)256-7890).

Источники

Требуется авторизация

Выполните вход для комментирования

Войти

Другие статьи

«России нужен институт „зеленых“ государственных и корпоративных закупок»

Георгий Сафонов

«России нужен институт „зеленых“ государственных и корпоративных закупок»

«Секторам экономики с наибольшим выбросом СО₂ остро необходимы новые технологии»

Ирина Бахтина

«Секторам экономики с наибольшим выбросом СО₂ остро необходимы новые технологии»

«Торгово-промышленная палата поддерживает „зеленые“ инициативы»

Илья Зубков

«Торгово-промышленная палата поддерживает „зеленые“ инициативы»