logo

Климат – основа новой экономики, сохранение климата – залог высокого качества жизни каждого человека

Быть ответственным — выгодно

Быть ответственным — выгодно

«Зеленая» отраслевая повестка: особенности создания корпоративных планов устойчивости.

Автор

Главред

Главред

По данным исследования аудиторской компании из Нидерландов KPMG, для 93% из 250 крупнейших компаний в мире корпоративная устойчивость, сосредоточенная вокруг вопросов экологии, стала стандартной практикой. Организации, которые не придерживаются этой стратегии, рискуют потерять инвестиционную привлекательность и лояльность потребителей, а также значительную часть прибыли.

Что такое корпоративная устойчивость

За последние 10 лет в сфере корпоративной ответственности произошли большие перемены. Теперь то, что раньше относилось к добровольной социальной активности и благотворительности (использование вторсырья, снижение объема вредных выбросов, инвестиции в решение экологических проблем и так далее), переросло в устойчивые процессы, которые отражают позицию компании и влияют на ее репутацию.

Устойчивое развитие современного бизнеса строится на ESG-принципах:

  • E — environment (забота об экологии). Любая компания может принять меры, направленные на сохранение окружающей среды. Например, отказаться от использования одноразовых стаканов в офисе, организовать раздельный сбор мусора, заказывать обеды для сотрудников в многоразовых ланч-боксах, а не в контейнерах из пластика, пополняющих свалки.
  • S — social (социальная ответственность). Например, фабрика по производству одежды может прекратить закупать ткани у поставщиков, которые эксплуатируют своих сотрудников. «Современное рабство» заключается в принудительной работе, зарплатах ниже прожиточного минимума, плохих условиях труда. Так, по данным Узбекско-германского форума, чиновники Узбекистана принуждают местных фермеров выращивать шелковые коконы и продавать их за бесценок.
  • G — governance (высокий уровень корпоративного управления). Это наличие четко сформулированной стратегии развития, прозрачность отчетности, антикоррупционная политика.

Эти принципы сформулировал бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Их популярность растет: по прогнозу Bloomberg Intelligence, глобальные активы компаний, следующих принципам ESG, к 2025 году превысят $53 триллиона и составят более трети общего объема управляемых активов.

Исполнительный директор департамента «Сбера» Назар Сотириади отмечает, что в настоящее время в России нет сервиса по ESG-трансформации «под ключ». Поэтому каждому предпринимателю необходимо создать собственный корпоративный план устойчивости. Медлить с этим не стоит: реализация ESG-принципов с каждым годом все больше влияет на финансовую устойчивость и конкурентоспособность компаний. Кроме того, реализация ESG-стратегии имеет ряд преимуществ.

Фото: АО «НоваВинд»

Инвестиционная привлекательность

По данным британской аудиторско-консалтинговой компании EY, 97% инвесторов проверяют, соответствует ли компания ESG-критериям, прежде чем вложить деньги в ее развитие. Так, американский инвестфонд BlackRock Inc заявил, что не будет сотрудничать с организациями, которые не планируют достичь углеродной нейтральности к 2050 году.

Факт популярности «зеленых» инвестиций подтвердила и первый заместитель председателя Банка России Ксения Юдаева. Она отмечает, что возможностей для привлечения финансирования в проекты, не соответствующие принципам устойчивого развития, становится все меньше и компании, игнорирующие необходимость заботиться об экологии, рискуют потерять деньги.

Кроме того, «зеленые» проекты (например, направленные на снижение выбросов парниковых газов, энергосбережение) могут брать кредиты под более низкий процент. В среднем скидка составляет 0,2–0,4%. Критерии «зеленых» проектов подробно описаны в постановлении правительства РФ от 21 сентября 2021 года № 1587.

Лояльность потребителей

Неравнодушие к экологическим проблемам меняет приоритеты потребителей. Согласно исследованию агентства комплексного медиаобслуживания Havas, 72% россиян считают, что бренды должны запускать кампании, направленные на улучшение мира, а 34% готовы платить больше за продукцию организаций, участвующих в решении социальных и экологических проблем.

Опрос консалтинговой компании «Экобюро GREENS» и члена Всемирной ассоциации экомаркировки НП «Экологический союз» показал, что для 65,4% потребителей основным мотивом покупки экотоваров является возможность внести вклад в сохранение окружающей среды. Особенно высоким спросом пользуются экологичные продукты питания, бытовая химия и косметика.

Многие мировые компании уже поняли, что их клиенты интересуются экологически безопасными товарами. Производители одежды переходят на ткани из вторичного сырья или органики (лен, крапива, хлопок, бамбук). Косметические компании активно используют органические ингредиенты и отказываются от излишней упаковки. Рестораны и офисы снижают потребление энергии и количество отходов.

Процесс производства упаковки из переработанной макулатуры на Солнечногорском опытно-экспериментальном механическом заводе. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Бережливое производство

Концепция «зеленой» повестки тесно перекликается с принципами бережливого производства. Они основаны на стремлении сократить расход ресурсов, сохранив при этом объем выпуска продукции. Один из способов сделать больше товара из меньшего объема материалов — использование вторсырья. Например, канадская компания General Recycled запатентовала процесс переработки промышленной спецодежды из арамидной ткани (термоустойчивый материал, используемый для пошива одежды для пожарных, сотрудников МЧС, военных, металлургов) во вторсырье для производства флиса, трикотажных изделий, комбинезонов и так далее.

Принципы бережливого производства реализуют и российские компании. Так, Томский завод резиновой обуви ежегодно утилизировал более 100 тонн резинотекстильных отходов, а теперь отправляет эти материалы на переработку и использует повторно. Это позволяет предприятию экономить на закупке сырья, а также на оплате сборов за вывоз мусора и его доставку до полигона.

Бережливое производство — это не только сокращение расхода ресурсов, но и рациональное распоряжение временем сотрудников. Так, в рамках нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» эксперты Федерального центра компетенций в сфере производительности труда (ФЦК) проанализировали работу тюменского свиноводческого комплекса ООО «Согласие». Выяснилось, что персонал предприятия выполнял множество лишних перемещений и операций, а полезным действиям, влияющим на эффективность производства, уделял всего 35% рабочего времени. После того как ФЦК перераспределил обязанности, сотрудники предприятия стали уходить домой вовремя, а выручка комплекса выросла на 14,45 миллиона рублей в год.

Фото: Morsa Images / iStock

Сокращение расходов на электричество

Еще один способ сэкономить с пользой для экологии — сокращение энергопотребления. Для этого стоит пересмотреть время работы техники. Некоторые приборы, такие как обогреватели, компьютеры, принтеры, кулеры, расходуют энергию даже в «спящем» режиме. Этот феномен называют «вампирической», или «призрачной», энергией. Утечка может составлять 30–40% от общего объема потребления электричества, поэтому в периоды простоя устройства нужно отключать от сети.

При закупке техники стоит обращать внимание на класс ее энергоэффективности. Устройства с маркировкой A, А+, A++, A+++ потребляют на 45% меньше электроэнергии по сравнению со стандартными моделями. Приборы класса B экономят 25% электричества, класса C — 5%. А еще стоит заменить лампы накаливания на энергосберегающие, это сократит расходы на освещение в семь раз. В проходных помещениях можно поставить датчик движения: свет будет загораться при приближении человека и отключаться автоматически, что также положительно скажется на потреблении энергии.

Кроме того, электроэнергию, необходимую для нужд компании, можно производить самостоятельно. Так, в двух офисах Сбербанка в Астрахани и в Астраханской области начали использовать солнечную энергию. Модули для ее генерации установлены на крышах офисов продаж и обслуживания банка. Оборудование вырабатывает 2,3 тысячи киловатт-часов в месяц — это более 20% объема, потребляемого двумя подразделениями Сбера. Затраты на приобретение солнечных батарей мощностью 1 киловатт окупаются в среднем за четыре года, а на более мощные модули — еще быстрее.

«Зеленая» защита от штрафов

Пример того, как дорого обходится отказ от реализации «зеленой» повестки, — авария в Норильске. За разлив 21 тысячи тонн дизельного топлива «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (НТЭК, дочернее предприятие «Норникеля») выплатила рекордный штраф — 146 миллиардов рублей. НТЭК признала свою вину и отказалась подавать апелляцию на решение суда. Разлив топлива произошел 29 мая 2020 года в Кайеркане (район Норильска). По мнению Ростехнадзора, причиной стал слабый грунт, из-за которого сваи резервуара не выдержали нагрузки. Роковая ошибка ТЭЦ — отсутствие системы мониторинга, которая может спрогнозировать просадки грунта. Глава Норникеля Владимир Потанин отметил, что эта ситуация стала уроком для компании и стимулом серьезнее относиться к вопросам промышленной безопасности и экологии.


Автор: Вера Жихарева
Фото на обложке: пресс-служба Google

Требуется авторизация

Выполните вход для комментирования

Войти

Другие статьи

Климат и бизнес: условия диктует «зеленый» рынок

Главред

Климат и бизнес: условия диктует «зеленый» рынок

«Избыточные барьеры в отчетности мешают развитию механизма РОП»

Ростислав Баскаков

«Избыточные барьеры в отчетности мешают развитию механизма РОП»

«Нужно активней включать вторичное сырье в упаковку»

Ирина Антюшина

«Нужно активней включать вторичное сырье в упаковку»

«Любая поддержка ответственного бизнеса будет актуальна»

Ирина Антюшина

«Любая поддержка ответственного бизнеса будет актуальна»