logo

Климат – основа новой экономики, сохранение климата – залог высокого качества жизни каждого человека

Деньги, спасающие климат

Деньги, спасающие климат

Как «зеленая» повестка поддерживается финансовыми инструментами.

Автор

Главред

Главред

«Зеленая» повестка главенствует на мировых финансовых рынках. Правительства и регулирующие органы поощряют инвестиции в устойчивые и экологичные компании и проекты — в результате бизнес, вредящий окружающей среде, оказывается в невыгодных конкурентных условиях. Эта модель опирается на так называемые «зеленые» финансовые инструменты. Рассказываем, что это такое, как они появились, когда пришли в Россию и как будут развиваться в новых условиях.

«Зеленые» облигации и кредиты: что это такое и чем они отличаются от обычных

По своей механике «зеленые» облигации, они же «зеленые» бонды, ничем не отличаются от обычных. То есть это долговые бумаги, которые торгуются на фондовом рынке. Организации выпускают (эмитируют) и продают их, чтобы привлечь средства на свою деятельность, а инвесторы — покупают, чтобы получать по ним фиксированный доход, и, таким образом, финансируют деятельность организаций-эмитентов. «Зелеными» же их делает тот факт, что средства от их продажи идут исключительно на финансирование «зеленых» проектов — эмитенты берут на себя такие обязательства, указывая перечень конкретных направлений и показатели эффективности, которые планируется достичь.

«Зеленые» бонды выпускают не только корпорации и банки, но и муниципалитеты, правительства стран и регионов, а также наднациональные институты. Появились «зеленые» облигации на фоне глобальной популяризации ответственного инвестирования. То есть такого, которое учитывает, соблюдают ли компании, в которые вкладываются средства, принципы экологического, социального и корпоративного управления (от англ. environmental, social and governance, ESG).

Бывают случаи, когда организация, реализующая «зеленый» проект, не может или не хочет выходить на публичный фондовый рынок. В этом случае они могут привлекать в банках «зеленые» кредиты — заемщик по такому кредиту несет обязательства направлять выданные средства на финансирование или рефинансирование «зеленых» проектов.

Под «зелеными» проектами понимается деятельность, направленная на улучшение экологической ситуации и развитие экологической устойчивости, то есть минимизацию наносимого природе вреда. Среди направлений — возобновляемая энергетика, безуглеродный транспорт, повышение энерго- и ресурсоэффективности, экологичное обращение с отходами, природоохранные инициативы, восстановление экосистем, рекультивация земель, «зеленые» технологии в производстве и строительстве, совершенствование очистных сооружений, адаптация к климатическим изменениям и многие другие.

Почему «зеленое» финансирование выгодно

Выпуск «зеленых» облигаций дает эмитентам значительные привилегии. Во-первых, это улучшает имидж, во-вторых, обеспечивает приток экологически и социально ответственных инвесторов. Но главное — позволяет привлекать ресурсы для экопроектов на выгодных условиях. В практике многих государств эмитентам «зеленых» бондов и их инвесторам положены всевозможные льготы. В частности, они могут полностью или частично не выплачивать проценты по своим облигациям — зачастую это бремя берут на себя правительства стран. А инвесторы, приобретающие такие бонды, освобождаются от уплаты подоходного налога с процентов по ним.

Один из ярких примеров — облигации Clean Renewable Energy Bonds (CREB) и Qualified Energy Conservation Bond (QECB), 70% выплат по которым берет на себя правительство США. В результате подобных схем все оказываются в плюсе: эмитенты получают «дешевые» деньги на свои проекты, инвесторы — необлагаемый налогом доход, а государство — гарантии на реализацию на местах необходимых экологических проектов.

Популярность «зеленых» кредитов основана на том же принципе: банки выдают их на более выгодных условиях, тем самым стимулируя как реализацию экологических проектов, так и экологизацию деятельности заемщиков в целом.

Вид с воздуха на энергетическую ферму из солнечных батарей
Фото: Nikada / iStock

Как возник и развивался рынок «зеленых» облигаций

Первые «зеленые» облигации эмитировал Европейский инвестиционный банк в 2007 году. Они носили название Climate Awareness Bonds, привлеченные с их помощью средства шли на финансирование проектов в области возобновляемых источников энергии и энергоэффективности. Год спустя Международный банк реконструкции и развития выпустил собственные облигации, которые так и назывались — «Зеленые бонды» (Green Bonds). Инициативу быстро подхватили и другие наднациональные институты и банки развития.

Бурный рост рынка «зеленых» облигаций начался в середине 2010-х, когда их стали выпускать правительства стран и частные компании. В 2012-м глобальный объем эмиссии «зеленых» бондов составил $3 миллиарда, в 2015-м — $42 миллиарда, в 2019-м — $260 миллиардов, а по итогу 2021-го — $620 миллиардов. Столь стремительному взлету способствовало принятие 17 Целей устойчивого развития и Парижского соглашения по климату в 2015 году, а также последующие доклады Межправительственной группы экспертов по изменению климата о растущей с каждым годом угрозе глобального потепления.

Для мониторинга «зеленых» бондов и их средней доходности на биржах всего мира появились специальные индексы. Крупнейшие — Bloomberg Barclays MSCI Green Bond Index, S&P Green Bond Index, Bank of America Merrill Lynch Green Bond Index, The Solactive Green Bond Index. Возникли и биржевые фонды, отслеживающие их, к примеру, iShares Global Green Bond ETF (тикер их акций — BGRN) и VanEck Vectors Green Bond ETF (GRNB). Покупая акции таких фондов, инвесторы получают доли от целых портфелей, составленных из множества различных «зеленых» бондов. В 2021-м через такие фонды было продано «зеленых» облигаций на $128 миллиардов.

Согласно оценке международной организации Climate Bonds Initiative, с 2007-го по 2020-й суммарно было выпущено «зеленых» облигаций на $1,1 триллиона. Среди регионов мира на первом месте оказалась Европа, где за 13 лет объем эмиссии «зеленых» бондов составил $432,5 миллиарда. На втором месте — страны Северной Америки ($237,6 миллиарда), а на третьем — государства Азиатско-Тихоокеанского региона ($219,3 миллиарда). В рейтинге же по странам лидируют США ($211,7 миллиарда), второе и третье места занимают Китай ($127,3 миллиарда) и Франция ($115,6 миллиарда).

Крупнейшими эмитентами «зеленых» бондов оказались банки ($205,6 миллиарда) и корпорации ($205 миллиардов). Среди крупнейших эмитентов — финансовый конгломерат Fannie Mae, а также такие компании, как Apple, SNCF, Berlin Hyp, Engie, ICBC, Credit Agricole. Немалую долю за 13 лет эмитировали банки развития ($158,8 миллиарда) и государственные компании и учреждения ($153,1 миллиарда). Правительства же стран в 2007–2020-х выпустили «зеленых» бондов на $63,9 миллиарда.

Наибольшая доля инвестиций по «зеленым» облигациям шла на проекты в области энергетики, строительства и транспорта — на три эти сегмента приходится порядка 80% глобального рынка «зеленых» облигаций.

Как регулируются «зеленые» финансовые инструменты

Правила, согласно которым облигации признаются «зелеными», начали появляться в середине 2010-х. Их возникновение оказалось необходимо на фоне стремительного роста рынка, чтобы исключить возможность так называемого гринвошинга, то есть таких ситуаций, когда проекты, на которые направляются средства от «зеленых» бондов, вовсе не «зеленые», а только выдаются за такие. Дело в том, что зачастую для многих эмитентов выигрыш от безосновательной декларации «зелености» своих бумаг оказывается выше потенциальных штрафов за невыполнение заявленных «зеленых» проектов.

Ключевыми стандартами на мировом рынке «зеленых» бондов сегодня признаются «Принципы „зеленых“ облигаций» (Green Bond Principies, GBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) и «Стандарт „зеленых“ облигаций» (Green Bond Standard, GBS) некоммерческой организации Climate Bond Initiative (CBI). ICMA и CBI аккредитуют консалтинговые организации — Deloitte, Moody’s, S&P и другие — а уже к их услугам прибегают эмитенты для независимого подтверждения «зелености» своих бондов. После того как независимая проверка убеждается, что с проектами, отчетностью и использованием средств все в порядке, облигации признаются «зелеными». Однако и после этого эмитенты должны регулярно отчитываться о целевом использовании средств и ходе реализации своих «зеленых» проектов.

Ориентируясь на стандарты ICMA и CBI, собственные правила создают международные организации (например, АСЕАН) и правительства стран — во всем мире стремительно распространяются национальные и даже региональные системы оценок инструментов «зеленого» финансирования. Их принято называть таксономиями, они представляют собой перечни критериев для оценки соответствия ESG-принципам.

По данным CBI, собственные таксономии уже имеют Евросоюз и как минимум пять стран за его пределами (включая Россию). Еще 20 стран и международных организаций разрабатывают такие документы. Привести все это многообразие к единому знаменателю, стандартизировать и унифицировать — амбициозная глобальная задача, которая призвана обеспечить гарантии эффективности рынка «зеленых» финансов в целом. В частности, в этих целях в 2021 году был создан Совет по международным стандартам устойчивого развития. Кроме того, ведется работа над межрегиональной таксономией, которая бы совмещала подходы Китая и Евросоюза и обеспечивала возможность подключения других стран.

Электровоз РЖД
Фото: Wikimedia Commons

«Зеленые» облигации в России

Первые российские «зеленые» бонды эмитировала в декабре 2018 года компания «Ресурсосбережение ХМАО». Объем выпуска составил 1,1 миллиарда рублей, средства привлекались на создание межмуниципального полигона для размещения, обезвреживания и переработки твердых коммунальных отходов в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа. Бумаги были признаны соответствующими стандартам GBP организации ICMA, в 2019-м были включены в международный реестр Environmental Finance Bond Database, а также в базу Green, Social and Sustainability Bond Database.

Первой же российской компанией, которой удалось разместить «зеленые» облигации на внешнем рынке, стало ОАО «РЖД» в мае 2019-го. Объем выпуска составил €500 миллионов, средства привлекались для финансирования кредитов на покупку электровозов и пассажирских поездов «Ласточка».

Одновременно в мае 2019-го правительство РФ ввело программу субсидирования «зеленых» бондов — эмитенты получили возможность возмещать от 70% до 90% затрат на выплаты инвесторам. На это Минпромторг запланировал 27 миллиардов рублей (на период до 2024-го).

В августе 2019-го на Московской бирже заработали правила листинга «зеленых» облигаций и появился отдельный специализированный сектор «Устойчивое развитие», отведенный под «зеленые» бонды. Сегодня инвесторам доступны «зеленые» облигации от Правительства Москвы, госкорпорации «ВЭБ.РФ», ПАО «Сбербанк России», ПАО «КАМАЗ», московского девелопера ФПК «Гарант-Инвест», финансового общества «РуСол 1», транспортной компании ООО «ТКК» и других игроков.

Выпуск «зеленых» облигаций столичных властей на Московской бирже состоялся весной 2021-го. Объем составил 70 миллиардов рублей, средства предназначались для реализации проектов по снижению выбросов углекислого газа и загрязняющих веществ от автотранспорта: замены автобусного парка на электробусы, а также строительства Большой кольцевой линии Московского метрополитена и реставрации старых станций метро. Размещение оказалось крайне успешным — спрос на 20% превысил объемы выпуска.

Согласно докладу «ESG и „зеленые“ финансы России» экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» (INFRAGREEN), за 2018–2021 годы в России состоялось 23 выпуска «зеленых» облигаций на 330,5 миллиарда рублей. При этом в 2021 году объем российского рынка «зеленых» бондов составил 211 миллиардов рублей, продемонстрировав годовой рост на 25% (со 168 миллиардов рублей в 2020-м).

У России уже есть собственная система оценки «зеленых» проектов — она основана на таксономии, разработанной ВЭБ.РФ и одобренной Минэкономразвития, которая была утверждена постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2021 года. В ней гармонично учтены и 17 Целей устойчивого развития ООН, и ведущие мировые практики — включая подходы ICMA, CBI и Евросоюза, а также, не в последнюю очередь, национальные приоритеты. В частности, согласно утвержденной в 2021-м стратегии низкоуглеродного развития страны, РФ должна достичь углеродной нейтральности к 2060 году.

Кто в России выдает и берет «зеленые» кредиты

Активно развивается и отечественный рынок «зеленого» кредитования. Как заявляла глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина, именно банки должны стать проводниками при переходе российской экономики на ESG, и финансировать этот переход следует за счет поддержки «зеленых» проектов. По словам первого зампреда ЦБ Ксении Юдаевой, в перспективе планируется снизить требования к капиталу для банков, выдающих займы на экологические проекты. Для тех же, кто финансирует бизнес, вредящий окружающей среде или не раскрывающий свое воздействие, требования, наоборот, ужесточат.

Примеры экологических продуктов есть у многих крупных российских банков. Крупнейшим игроком на этой арене стал Сбер — по итогу 2021-го объем его «зеленых» кредитов составлял 300 миллиардов рублей. Среди конкретных кейсов — кредит для АФК «Система» с учетом ESG-обязательств, ставка по которому зависит от экологической политики компании и темпов внедрения принципов ответственности в ее инвестиционный процесс и бизнес-модель.

ВТБ выдал в 2021-м 50 миллиардов рублей «зеленых» кредитов на строительство солнечных станций и ветропарков, а «Газпромбанк» отчитывался в том, что финансирует более 60% всех сделок по возведению объектов возобновляемой энергетики в стране. «Совкомбанк» выдал ESG-кредит в $300 миллионов на строительство АЭС в Турции. Этот же проект профинансировал банк «Открытие». Он же выдал 27 миллиардов рублей на первый в России «зеленый» металлургический комплекс «Эколант».

Развиваются в россии и «зеленые» кредиты для физических лиц. В 2021 году ВТБ начал предлагать кредиты по сниженной ставке на приобретение квартир в домах с высоким классам энергоэффективности, «Росбанк» и «Росбанк Страхование» запустили программу страхования жилья с экосервисом, который поощряет экономию электричества и воды. Кроме того, у ВТБ и «Газпромбанка» появились «зеленые» кредиты на покупку электромобилей — по ним не требуется первоначальный взнос.

Как рынок «зеленого» финансирования продолжает развиваться в новой реальности

Объем российского рынка «зеленого» финансирования за 2020–2023 годы составит 3 триллиона рублей — с таким прогнозом в августе 2020 года выступил первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин. Он выделил на рынке три составные части. Первая — промышленная экология, «объем которой составит 1,6–1,8 триллиона рублей». Вторая — проекты городской инфраструктуры, «управление твердыми коммунальными отходами, хорошая вода для городов и так далее». Инвестиции в нее Ведяхин оценил в 0,8–1 триллиона рублей. Третье направление — «корпоративные ESG-инвестиции, когда предприятия сами улучшают свой вклад в экологию, снижают углеродный след [...] это еще около 500 миллиардов рублей».

Возможно, с учетом условий, которые сложились в 2022 году, таких цифр в полном объеме достичь не получится — однако развиваться российские «зеленые» финансы не перестали. «Никто от ESG отказываться не будет», — уверена руководитель INFRAGREEN, председатель экспертного совета ППК РЭО Светлана Бик.

К примеру, в июле 2022-го госкорпорация «ВЭБ.РФ» выпустила на Московской бирже «зеленых» облигаций на 50 миллиардов рублей, чтобы профинансировать проекты в области экологически чистого транспорта, а также устойчивого управления водными ресурсами и сточными водами. А месяцем ранее Сбер отчитался об увеличении объема своих «зеленых» кредитов до 395 миллиардов рублей.

Многие российские компании работали по принципу «ESG на экспорт» в расчете на высокие позиции в международных рейтингах. И несмотря ни на ограничение взаимодействия с западом, ни на переориентирование на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), ситуация принципиальным образом не меняется. «Ведь ESG-повестка на этих рынках никак не слабее, а в ряде случаев еще жестче», — отмечает Руководитель группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ Игорь Коротецкий.

Согласно последнему исследованию КПМГ, доля крупнейших компаний АТР, публикующих нефинансовую отчетность, выше, чем в Европе: 84% против 77%. В частности, в Китае — 78%, в Индии и Малайзии — более 90%. «Наш бизнес активно переориентируется на восточные рынки, а там, как и в Европе, предъявляют достаточно жесткие экологические требования к ввозимой продукции, — говорил Александр Ведяхин в июне 2022-го. — Более того, Азиатско-Тихоокеанский регион уже забирает у Евросоюза пальму первенства в вопросе развития „зеленой“ экономики».

По словам эксперта, «Азия — второй после Европы регион по числу инициатив ESG-регулирования». К примеру, Китай в 2021-м стал крупнейшим в мире эмитентом «зеленых» финансовых инструментов и запустил самую большую в мире площадку по торговле квотами на выбросы парниковых газов. А климатическую политику в той или иной степени реализуют около 70% азиатских компаний. «И российские экспортеры вынуждены считаться с этой повесткой», — уверен Александр Ведяхин.


Автор: Иван Болотов
Фото на обложке: Nigel Jarvis / iStock

Требуется авторизация

Выполните вход для комментирования

Войти

Другие статьи

Экономика климата. Новые рынки

Главред

Экономика климата. Новые рынки

О перспективах развития углеродного рынка в России

Елена Депова

О перспективах развития углеродного рынка в России

Адаптация, климатический переход и SLB по-русски

Светлана Бик

Адаптация, климатический переход и SLB по-русски

Внедрение элементов цикличной экономики как инструмент формирования устойчивого климата

Наталья Соколова

Внедрение элементов цикличной экономики как инструмент формирования устойчивого климата