logo

Климат – основа новой экономики, сохранение климата – залог высокого качества жизни каждого человека

Город будущего: зеленый, чистый, безопасный

Город будущего: зеленый, чистый, безопасный

Урбанистика: самые смелые решения на среднесрочную перспективу.

Автор

Главред

Главред

Число жителей городов стремительно растет по всему миру. В связи с этим растут и проблемы города, в корне меняются городские системы. Необходимость удачного сочетания модернизации инфраструктуры и решения вопросов городской экологии позволяет архитекторам и урбанистам осуществлять самые смелые и неординарные проекты. Расскажем о наиболее интересных городских решениях в современной мировой практике

Проблема экологии на планете, борьба с выбросами парниковых газов и отходами с каждым годом становится все более актуальной. Концентрация загрязнений воздуха, воды и почв в городах остается на повестке по всему миру. К тому же мир меняется и в иных сферах: приходят новые эпохи и культурные течения, что также влияет на необходимость перестройки городов. Новейшие технические возможности позволяют превратить город в место реализации многих возможностей, а современную урбанизацию делают перспективной тенденцией.

Значительное влияние на развитие современной мировой урбанистики оказали документы, созданные во второй половине XX — начале XXI веков: это результаты последних конгрессов Современной Архитектуры (Congress of Modern Architecture (CIAM)), Хартия нового урбанизма, Каноны устойчивой архитектуры и урбанизма и другие. На основе этих тенденций и документов к концу прошлого века сложились 10 принципов Разумной урбанистики. Среди них есть идеи о балансе городской среды с природой, внимание к экологии, уважение традиций и культур жителей, идея о необходимости предоставить человеку возможность удовлетворять как можно больше жизненных потребностей в шаговой доступности, что сокращает время передвижения человека и необходимость использования транспорта.

Новый урбанизм отражается в перестройке старой инфраструктуры, транспортных систем согласно современным потребностям города, в развитии парков и садов, строительстве современных «умных» домов.

Город-сад

Идея города-сада появилась еще в конце XIX века, когда ее описал в своем романе английский социолог Эбернизер Говард. Проект Говарда подразумевал строительство маленьких городов (для населения не более 30 тысяч человек), в центре которого располагается сад, а жилые дома строятся вокруг концентрическими кругами. Эта идея родилась в век развивающейся индустриализации и нарастающих оборотов промышленности. Но в то время урбанизация населения стремительно росла, и потому идея города-сада в точности уже не могла воплотиться в реальность. Однако по проекту Говарда в Англии все-таки были построены города Уэлин и Летчуэрт-Гарден-Сити, но популярностью они не пользовались, и расширения сети городов-садов не случилось.

Так, концепция строительства с нуля города-сада оказалась в действительности утопической. Но сама по себе идея зеленого города живет и развивается по сей день. В последние десятилетия на фоне ухудшающейся экологии мегаполисов принимаются различные проекты по озеленению городов. Одной из самых необычных идей сейчас является строительство зеленых лесных небоскребов, которых уже появилось несколько по всему миру. Самым масштабным проектом в этом направлении стала застройка района города Чэнду в Китае в 2018 году. Здесь было построено девять многоэтажных жилых зданий, на балконах которых располагаются маленькие садики. Со временем успех проекта в Чэнду дал трещину: сады на балконах прижились и фактически покрыли собой фасады зданий, но из-за высокой влажности воздуха в них в огромном количестве стали селиться комары. В итоге из более 800 квартир заселены были только десять. Сейчас причиной неудачи проекта называют непродуманность и отсутствие четкой системы обслуживания домов-садов.

Подобные домам Чэнду две зеленые высотки Bosco Verticale были построены в Милане в 2014 году. Здесь на балконах выращены вишневые, яблочные и оливковые деревья. Успех проекта во многом объясняется тем, что самих растений задействовано меньше, чем в Чэнду, и за ними предусмотрен регулярный уход.

Не менее успешным проектом стало строительство отеля Oasia Hotel Downtown в Сингапуре, оконченное в 2016 году. Отель представляет собой башню с алюминиевым каркасом с растущими на поверхности и внутри тропическими растениями и виноградом. Всего на фасаде произрастает 21 вид растений, а внутри — еще 33 вида. Растения обеспечивают свежесть воздуха и прохладу, поэтому нет необходимости в создании специальной вентиляции внутри помещения. Сами же растения на фасаде орошаются водой за счет осадков и не требуют ежедневного ухода.

В России сейчас строится собственный город-сад. Он должен появиться в районе Новой Москвы и уже получил название Вороново-Сити. Идея проекта сконцентрирована на балансе природы и деятельности горожанина. Здесь появятся жилые дома высотой не более семи этажей, первые этажи которых будут заняты под публичные и общественные места. Нетривиальный подход заметен и по части дорог: например, главное четырехполосное шоссе планируется не отводить за черту поселения, а наоборот проложить через центр города, но обустроить как бульвар — высадить несколько рядов деревьев.

Фото: дизайн-завод «Флакон»

Лофты из старых заводов

Эпоха индустриализации и промышленных переворотов второй половины XIX — первой четверти ХХ веков подарила миру многочисленные заводы, фабрики и крупные предприятия, построенные по классике — из красного кирпича. Это зачастую массивные многоэтажные здания с большими внутренними пространствами, крепкие, прочные, построенные «на века». В наше время большая часть из них оказалась невостребованной и теперь из бывших заводов что-то сносится, а на некоторые постройки «рука не поднимается».

Принципиально новое решение организации этих часто крупных по площади пространств пришло в начале ХХ века, когда бывшие заводы и фабрики стали переделывать под лофты и создавать в них арт- и бизнес-пространства, обустраивать под рестораны, кафе и другие общественные места.

В последние годы только в Москве реорганизации бывших заводов подверглись многочисленные здания Прохоровской Трехгорной мануфактуры, бывшей парфюмерной фабрики «Ралле» (ныне известной как дизайн-завод «Флакон»), казенные винные склады (завод «Луч»), кондитерской фабрики «Эйнем» («Красный Октябрь») и другие. В Петербурге недавно открылся парк и ряд общественных и культурных мест на территории Новой Голландии — бывшей судостроительной верфи. Стоит отметить, что многие предприятия прошлых столетий работают до сих пор, но производства выведены за черту города и находятся теперь в областных районах. Это связано и с расширением производственных возможностей, и с борьбой за экологию в городе.

Подобные проекты можно наблюдать повсеместно. В США деятельное участие в реорганизации бывших заводских пространств принял мэр маленького и еще недавно захолустного города Саут-Бенд Пит Буттиджич. Некогда город был промышленным центром, но к концу ХХ века многочисленные заводские здания оказались заброшены и пустовали. Сам город запустел, в нем редело количество жителей, уровень безработицы достиг 13%. Мэр Пит, как его называют в народе, осуществил масштабную перестройку бывших заводов под лофты, где отныне располагаются культурные центры, бизнес-площадки, кафе и рестораны. За счет только этих изменений уровень безработицы опустился до 3%, в городе закипела культурная и общественная жизнь, наметился приток населения. Из забытого городка Саут-Бенд превратился в процветающий город, а Пит Буттиджич — в известного деятеля. Реорганизация города помогла ему выдвинуться на пост президента США и стать одним из лидеров гонки на последних выборах.

В Вене находится старинный газометр, состоящий из четырех круглых зданий 1896-1899 годов постройки. С 1984 года эти здания пустовали, но в наши дни они отреставрированы и переоборудованы под культурные и общественные объекты. Здесь находятся кинотеатр, концертный зал, рестораны, кафе, студенческое общежитие, жилые квартиры.

Наравне со зданиями бывших крупных предприятий под лофты переделываются и небольшие здания, в которых обустраиваются жилые квартиры или маленькие кафе. Интересный лофт находится в центре Стокгольма в здании XVII века, где под квартиру была переделана бывшая кофеобжарочная фабрика.

Фото: Kunststad

А из других объектов...

Примечательно, что кроме заводских и фабричных зданий новое нестандартное применение находится и другим городским инфраструктурам, даже бывшим транспортным средствам.

В Москве старую Московскую окружную железную дорогу, построенную в 1860-1870-е годы, не срыли, а перестроили под современный транспорт — МЦК. А в Екатеринбурге старый железнодорожный вокзал власти не снесли для постройки нового, а сохранили, отреставрировали, и с 2003 года здесь действует Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги. Необходимый для города новый вокзал был построен совсем рядом, и оттуда теперь осуществляются пассажирские перевозки.

По всему миру и власти, и частные лица находят применение старому транспорту. Например, в Рязани есть ларек со сладостями из старого трамвая-конки, а в Москве на Старом Арбате долгое время работал трактир в старом троллейбусе. В Выборге до 2017 года существовала гостиница в старом теплоходе «Короленко».

Газометр в Оберхаузене (Германия) ныне используется как выставочный зал. Некогда это был крупнейший в Европе газометр — высотой 117,5 метра и диаметром 67,6 метра. Он был построен в 1927 году и перестал функционировать в 1988 году.

Бывшая судостроительная верфь NDSM в Амстердаме сейчас действует как арт-центр Kunststad. Здание было построено в конце XIX века, но пустовало с 1984 года. Долгое время здесь находился сквот, царил разгул и антисанитария. В начале XXI века верфь была реконструирована, и теперь это здание заключает в себе 86 тысяч квадратных метров, используемых под выставки и различные культурные мероприятия.

Музейные объекты открылись во многих бывших электростанциях (например, музей современного искусства Dieselkraftwerk в Котбусе, Германия) или водопроводных башнях (как музей «Вселенная воды» в Санкт-Петербурге).

Проекты будущего

Органичность города с текущим временем требует модернизации старых объектов и поиска новых нестандартных решений. Развитие технологий строительства позволяет воплощать в жизнь самые невероятные проекты. Из информации об уже объявленных урбанистических проектах можно выявить основные тенденции развития городов: это, конечно, стремление к максимальной экологизации городского пространства, поиск решений для как можно большей функциональности объектов. Развитие касается не только зданий, но и парков, садов, обустройства рек и каналов в городах.

В ближайшие годы в восточной части старого аэропорта Тегель в Берлине будет построен квартал Шумахера как часть Urban Tech Republic. Идея проекта весьма смелая, поскольку предполагается, что человек, живущий в этом квартале, будет потреблять минимум электроэнергии и топлива. Деревянные жилые дома будут располагаться в пешей доступности от двух станций метро (U-Bahn), в квартирах и общественных местах будет применяться пассивный метод энергосбережения. По проекту, здесь будет 5 тысяч квартир.

Идея вновь начать использовать дерево в городском строительстве возможно возродится не только в Берлине. В Роттердаме вскоре появится небоскреб высотой 140 метров, собранный из деревянных блоков на бетонном фундаменте. В нем будут не только жилые квартиры, но и офисы, торговые помещения, ресторан.

Вообще, подобная концепция (совмещение в жилом доме квартир и общественных мест) сейчас весьма популярна, поскольку, проживая в таком доме, жильцы получают возможность сократить количество перемещений по городу, а значит, использовать меньше топлива для автомобиля или другого транспорта. Существует точно оформленная концепция доцента Сорбонны Карлоса Морено «15-минутный город», идея которой состоит в том, чтобы все необходимые человеку объекты (место работы, кафе, места развлечений, клиники) находились в пешей доступности от дома. Еще дальше вглубь этой идеи ушли шведские урбанисты, создающие «одноминутные города» в рамках улицы.


Автор: Екатерина Лидская
Фото на обложке: Uwe Schwarzbach / Flickr

Требуется авторизация

Выполните вход для комментирования

Войти

Другие статьи

Мегаполис. Человек, социум и инфраструктура.

Mospriroda

Мегаполис. Человек, социум и инфраструктура.

Стратегическое планирование городской инфраструктуры через призму энергоэкологического метаболизма

Александр Федюхин

Стратегическое планирование городской инфраструктуры через призму энергоэкологического метаболизма

Дом в Клину. Модельное решение «зеленого» жилья

Москаленко Игорь Валентинович

Дом в Клину. Модельное решение «зеленого» жилья

«В расчеты устойчивого развития нужно заложить ценность человеческой жизни»

Сергей Бобылев

«В расчеты устойчивого развития нужно заложить ценность человеческой жизни»