logo

Климат – основа новой экономики, сохранение климата – залог высокого качества жизни каждого человека

Город для всех: как мегаполисы становятся «зелеными»

Город для всех: как мегаполисы становятся «зелеными»

Объясняем, почему изменения в городе должны проходить системно.

Автор

Главред

Главред

За последние годы приоритеты стратегий развития мировых мегаполисов изменились: на первый план вышло достижение целей устойчивого развития, в том числе борьба с климатическими изменениями, модернизация инфраструктуры и переход на альтернативную энергию. Приблизить среду «каменных джунглей» к идеалу помогает урбанистика — наука о развитии городских сообществ, находящаяся на стыке экологии, архитектуры, экономики, социологии, географии и госуправления.

Сила системы

Москва регулярно принимает у себя урбанистические форумы (так, в этом году он проходит с 1 по 21 августа в Манеже). На них мировые мегаполисы представляют свои достижения в «зеленой» трансформации городской среды. Теперь, когда мир сосредоточен на борьбе с изменением климата, урбанистические проблемы рассматриваются в первую очередь через призму устойчивого развития. Для современных мегаполисов стало нормой:

  • следить за состоянием окружающей среды и компенсировать нанесенный природе ущерб, например, высаживая деревья на месте срубленных;
  • сортировать и перерабатывать мусор, а не пополнять им свалки;
  • использовать экологичные материалы, производство которых оставляет минимальный углеродный след;
  • отдавать предпочтение продукции местных производителей;
  • восстанавливать природные водосборные системы;
  • создавать парки и другие зеленые зоны, обустраивать дорожки и парковки для велосипедистов;
  • сокращать потребление ресурсов с помощью установки современных систем коммуникаций и теплоизоляции зданий;
  • стремиться к переходу на альтернативные источники энергии.

Все это следует учитывать на стадии создания городских инфраструктурных проектов, так как полностью адаптировать уже существующую инфраструктуру к принципам устойчивого развития затруднительно. Там, где проще начать с нуля, чем скорректировать уже имеющееся, в дело вступает программа реновации. Так, снос ветхих московских пятиэтажек 1950-1970-х годов постройки сократит потребление тепла и электричества их жителями на 30-40%, а воды — на 40-50%. С учетом этого выбросы парниковых газов, ускоряющих глобальное потепление, снизятся на 0,24 миллиона тонны в год.

Фото: пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Индивидуальный подход и баланс

Основной принцип развития современных мегаполисов, к которым относится и Москва, — индивидуальный подход и баланс. Все районы Москвы уникальны, и при проектировании изменений необходимо учесть их особенности. Немаловажно и мнение горожан. Сами москвичи не остаются в стороне и активно участвуют в программе «Мой район», голосуя за то, как изменится их дом или двор.

Одной из тем урбанистического форума 2021 года стала выгода экосистемного подхода для строительных компаний. Как правило, «зеленые» жилые комплексы становятся премиальными, что отражается как на цене недвижимости, так и на спросе на нее. При этом стоимость возведения таких зданий незначительно отличается от традиционных. Это рушит стереотип о том, что забота об окружающей среде требует существенных затрат и не окупается.

Рейтинг городов мира по реализации урбанистических решений

Москва заняла третье место в рейтинге лучших городов для жизни, составленном международной консалтинговой компанией Boston Consulting Group, вошедшей в «большую тройку управленческого консалтинга». Столица РФ опередила Сидней, Сингапур, Париж, Токио и Берлин, уступив на один балл лишь Нью-Йорку и Лондону. А в рейтинге Организации Объединенных Наций «Индекс городского процветания» Москва стала лидером по уровню развития инфраструктуры (с результатом 83,2 балла) и качеству жизни (68,33). В категории «Развитие инфраструктуры» вторую и третью позиции заняли Гонконг (78,16) и Париж (76,3), а в категории «Качество жизни» — Сингапур (67,21) и Гонконг (63,43).

Климатические факторы в урбанистике Москвы

Климат региона является ведущим фактором, определяющим особенности городского планирования. Особое значение имеют следующие показатели:

Температура воздуха

За последние 60 лет среднегодовая температура в Москве поднялась на 2,4 °C, но столица по-прежнему остается самым холодным мегаполисом мира. Поэтому при возведении зданий здесь применяют следующие решения:

  • обустройство поворотных тамбуров (дверей-«вертушек»), рассекающих воздушные потоки и препятствующих проникновению холода внутрь, а тепла — наружу;
  • соединение зданий утепленными переходами;
  • использование ограждений с современным пористым или губчатым утеплителем, на 90-95% состоящем из воздуха;
  • увеличение ширины зданий.

Все эти приемы позволяют снизить теплопотери.

Влажность воздуха

Проблемы всех мегаполисов — повышенная влажность и дефицит кислорода. Для борьбы с этим в Москве обустроено много крупных парков. Деревья — это естественные осушители и очистители воздуха, настоящие «легкие» города.

Фото: пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Ветровой режим

В районах с сильными ветрами застройку делают более плотной. А там, где нужно усилить циркуляцию воздуха, между зданиями оставляют больше свободного пространства. Ветровой режим учитывают и при комплексной застройке: дома располагают в виде букв «П» «С» или «О».

Фото: пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Естественное освещение

В Москве довольно мало солнечных дней — всего 72 в году. При этом из-за длительного периода холодов в архитектуре большинства домов столицы отсутствуют террасы, балконы, внутренние дворики, популярные в странах со средиземноморским климатом. Но в последнее время стало появляться больше зданий с панорамным остеклением, впускающим в помещение максимум света.

Фото: пресс-служба Mail.Ru Group

Город для каждого

Москве удалось стать «городом для каждого» — с развитой социальной и транспортной инфраструктурой, благоустроенными улицами и историческим центром, разнообразными общественными пространствами. Здесь комфортно находиться всем — независимо от пола, возраста и интересов.

Несмотря на рост автомобильного трафика, экология Москвы улучшается. Благодаря развитию дорожной сети появляются новые, более короткие маршруты движения, сокращающие выбросы от автотранспорта. В результате концентрация оксида углерода вблизи автотрасс снизилась в 2,5 раза по сравнению с показателями 2011 года, оксида азота и диоксида серы — в 2-2,5 раза, диоксида азота — в 1,08 раза.

В ближайшем будущем трансформация столицы не прекратится. Правительство Москвы регулярно ставит новые амбициозные цели и достигает их, вдохновляясь примером других развитых мегаполисов мира.
 

Автор: Вера Жихарева
Фото на обложке: пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Требуется авторизация

Выполните вход для комментирования

Войти

Другие статьи

Энергетический переход vs энергосбережение vs энергоэффективность – лебедь, рак и щука … или новый симбиоз

Mospriroda

Энергетический переход vs энергосбережение vs энергоэффективность – лебедь, рак и щука … или новый симбиоз

Мегаполисы мира: климат и тенденции развития энергоснабжения. Часть 2

Mospriroda

Мегаполисы мира: климат и тенденции развития энергоснабжения. Часть 2

КС-28 в Дубае: основные итоги форума

Кокорин Алексей

КС-28 в Дубае: основные итоги форума

Мегаполисы мира: климат и тенденции развития энергоснабжения. Часть 1

Mospriroda

Мегаполисы мира: климат и тенденции развития энергоснабжения. Часть 1