logo

Климат – основа новой экономики, сохранение климата – залог высокого качества жизни каждого человека

Городской транспорт может быть экологически безопасным

Городской транспорт может быть экологически безопасным

Общественный транспорт и альтернативы личному автомобилю, немоторизованная мобильность и микромобильность.

Автор

Главред

Главред

Экологичность общественного пассажирского транспорта связана с пониженными энергозатратами на перевозку одного пассажира по сравнению с личным транспортом (за счет массовости), а также с отсутствием выбросов загрязняющих веществ при эксплуатации и с внеуличным характером (метрополитен, городская железная дорога) — при переориентации пассажиров на него снижается количество автомобилей на дорогах, из-за чего снижаются выбросы от автомобилей за счет их меньшего количества и за счет лучших условий дорожного движения.

Например, косвенные выбросы загрязняющих веществ при выработке электроэнергии, затрачиваемой на эксплуатацию метро в Москве, в расчете на одного пассажира примерно в 200 раз меньше выбросов загрязняющих веществ легкового автомобиля.

К направлениям развития общественного транспорта относятся:

  • развитие маршрутных сетей между разными видами общественного и личного транспорта, повышение удобства пересадок (строительство транспортно-пересадочных узлов);
  • обновление подвижного состава, обеспечивающее улучшенные экологические характеристики, доступность для маломобильных групп граждан, лучшие санитарно-гигиенические условия (температура воздуха, воздухообмен и другое) и досуговые условия (доступ к Wi-Fi, зарядка телефона);
  • создание выделенных полос для общественного транспорта позволяет улучшить показатели исполнения расписания, делая его более надежным, а также увеличить скорость движения;
  • повышение качества навигации, в том числе создание приложений для расчета наиболее удобных маршрутов, обеспечение соблюдения расписания и информирования пассажиров об ожидаемом времени прибытия;
  • создание альтернатив личному автомобилю (такси, каршеринг) и транспорту «последней мили» (аренда велосипедов и электросамокатов).

Улично-дорожная сеть в городах

Плотность

Высокая плотность улично-дорожной сети позволяет снизить концентрацию транспорта на отдельных направлениях, увеличив количество альтернативных маршрутов, улучшить условия дорожного движения, что обеспечит снижение выбросов (должны параллельно действовать меры, дестимулирующие покупку транспорта).

Связанность

Хорошая связанность УДС отражает наличие связи между соседними районами города (например, плохая связанность наблюдается между районами, разделенными железнодорожными линиями, реками, крупными магистралями) и позволяет снизить перепробеги между пунктом отправления и пунктом назначения. Важна не только для автомобильного транспорта, но и для микромобильности и пешеходного передвижения.

Градостроительные методы «успокоения движения»

Проектирование горизонтального «рельефа» улиц с визуальными препятствиями для водителей (изгибы, сужение и другое), которые вынуждают водителя инстинктивно снижать скорость (повышает равномерность движения, снижает скорость на жилых и торговых улицах). Часто сопровождается ограничением скоростного режима до 30–40 км/час.

Содержание дорожных одежд

Своевременная уборка и ремонт дорожных одежд позволяет снизить повторное взвешивание и измельчение дорожной пыли, а также интенсивность ее образования (выбоины ведут к повышенному износу шин). Оптимальная стратегия для снижения истирания предполагает подбор состава дорожных одежд и ограничений по использованию шин (например, запрет использования шипованных шин вообще или в теплый период года, ограничение срока эксплуатации шин, ограничения по восстановлению рисунка протектора).

Инфраструктура для немоторизованной мобильности и микромобильности

Наличие безопасной и отделенной от проезжей части для автомобилей инфраструктуры для немоторизованной мобильности (велосипеды, самокаты) и микромобильности (электровелосипеды, электросамокаты и так далее) повышает желание и возможность ею пользоваться, при этом для холодного времени года прорабатываются технологии уборки дорожного полотна. Инфраструктура включает не только велодорожки, но и корректно спроектированные перекрестки и переезды, обеспечивающие безопасность пользователя путем исключения пересечений с потоками машин.

Фото: Anton Skripachev / iStock

Организационные транспортные меры в городе

Интеллектуальная транспортная система

Представляет собой сеть датчиков транспортных потоков и камер фотовидеофиксации, а также алгоритмы, позволяющие оптимизировать дорожное движение на улично-дорожной сети и информировать водителей в целях снижения задержек и повышения равномерности движения (обеспечивает снижение выбросов).

«Умные» светофоры

Системы, при которых светофоры, оборудованные датчиками транспортных потоков, объединяются в сеть, регулирующую с помощью различных алгоритмов длительность работы каждого в зависимости от транспортных потоков, снижая общую задержку движения, а следовательно, и выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов.

«Умные» зарядные сети для электромобилей

В настоящее время теоретически рассматривается возможность повышения энергетической эффективности зарядки автомобилей на зарядной сети с помощью умных алгоритмов, включающих зарядку (в случае, если автомобиль длительно занимает «зарядное» место, например, всю ночь) в периоды спада спроса и выключающих ее при росте спроса, а также использующих электромобили в качестве хранилища электроэнергии в пик потребления (если электромобили находятся на зарядке днем).

«Умные» автомобили (V2V)

Разрабатываются системы общения автомобилей между собой, в перспективе применимые прежде всего к автономным автомобилям, которые позволят передавать информацию об условиях дорожного движения и предупреждать аварии.

Системы «мобильность как услуга» (MAAS)

Предполагают централизацию различных транспортных услуг, позволяя пассажиру строить наиболее удобный маршрут для передвижения по городу. Может использоваться для повышения осведомленности жителей об экологических проблемах (рассчитывать экологический след поездки, предлагать наиболее экологичную и здоровую альтернативу), продвигать пользование новыми транспортными услугами (новая мобильность), снижать пользование личным транспортом.

Платные парковки или платный въезд на отдельные территории города и другие меры дестимулирования покупки и пользования личным транспортом являются способом регулирования количества легкового транспорта. В том числе развиваются системы динамического ценообразования на платные парковки. В некоторых странах покупка нового автомобиля невозможна без предварительной покупки парковочного места, что увеличивает стоимость его эксплуатации.

Фото: JaCZhou / iStock

Экологичность транспортных средств в жизненном цикле учитывает не только стадию эксплуатации.

Унификация и заменяемость компонентов позволяет обеспечить их взаимозаменяемость, более простую утилизацию не только силами производителя, но и силами общества (актуально, например, для кабелей для зарядки электромобилей, аккумуляторов и так далее).

Требования к проектированию с учетом утилизации, переработки и вторичного использования рассмотрены, например, в Директиве ЕС 2000/53/ЕС, которая ставит цель предусмотреть меры, направленные на профилактику отходов от транспортных средств и на их повторное использование, переработку и другие формы восстановления отслуживших срок транспортных средств. Ответственность за утилизацию транспортных средств ложится на их производителя. Изготовитель автомобиля должен в том числе спроектировать транспортное средство с учетом упрощения разборки, демонтажа и повторного использования, а также разработать для каждого транспортного средства технологию утилизации и сделать информацию об этом доступной для потенциального потребителя посредством рекламы. Директива предписывает создание нормативных документов, регулирующих систему сбора автомобилей, вопросы собственности, наличие и необходимость получения документа об утилизации транспортных средств. Государства ЕС должны принять меры по оказанию содействия в повторном использовании и восстановлении деталей, а также регулировать и контролировать деятельность всех организаций, принимающих участие в заключительном этапе жизненного цикла автомобиля. Контрольной цифрой в данном вопросе является повторное использование и восстановление до 95% веса автомобиля.

Технологии утилизации компонентов транспортных средств особенно актуальны для таких содержащих токсичные вещества компонентов, как аккумуляторы.

Фото: FedotovAnatoly / iStock

Мероприятия, реализуемые в Москве и Российской Федерации

Москва проводит планомерную комплексную политику в области снижения загрязнения воздуха от автотранспорта.

Приоритетное развитие общественного транспорта обеспечивается за счет крупнейших транспортных проектов — мегапроекта развития метро, проекта создания интегрированной системы железнодорожных перевозок, связывающей Москву и Московскую область (Московские центральные диаметры), проекта обновления подвижного состава общественного транспорта, развития системы выделенных полос для общественного транспорта и других.

В целях снижения выбросов от автомобильного транспорта реализуется также проект модернизации дорожного каркаса Москвы, направленный на преобразование радиально-кольцевой структуры дорожной сети в сетевую и включающий строительство хордовых магистралей и реконструкцию «вылетных» магистралей, строительство современных транспортных развязок, мостов и тоннелей. Реализация проекта обеспечит повышение связности улично-дорожной сети, благодаря чему снизятся перепробег автомобилей на соответствующих маршрутах движения, а также длина и длительность заторов, при которых происходит рост выбросов загрязняющих веществ по сравнению с равномерным движением транспорта.

В качестве меры предотвращения роста трафика выступает интенсивное развитие системы общественного транспорта и платная парковка. Одновременно модернизация дорожной сети выступает основой для повышения эффективности работы наземного городского пассажирского транспорта, позволяя развивать сеть выделенных линий для его движения.

В городе планомерно реализуется ряд мер, направленных на стимулирование обновления автомобильного парка:

  • с сентября 2015 года действует зона низких выбросов для автобусного транспорта, охватывающая основную территорию города в пределах МКАД, в которой запрещено движение автобусов, по экологическим характеристикам соответствующих требованиям ниже экологического класса 3 (аналог Евро-3);
  • с января 2017 года действуют зоны низких выбросов для грузового транспорта: зона, охватывающая основную территорию города в пределах МКАД, в которой запрещено движение грузовых автомобилей, по экологическим характеристикам соответствующих требованиям ниже экологического класса 2 (аналог Евро-2); зона, охватывающая центральную территорию города в пределах Третьего транспортного кольца, в которой запрещено движение грузовых автомобилей, по экологическим характеристикам соответствующих требованиям ниже экологического класса 3 (аналог Евро-3);
  • введены экологические требования к частным перевозчикам, осуществляющим обслуживание городских автобусных маршрутов, о соответствии парка автомобилей, по экологическим характеристикам соответствующих требованиям не ниже экологического класса 4 (аналог Евро-4);
  • установлены экологические требования при субсидировании приобретения автомобилей для таксомоторных перевозок и каршеринга: субсидируемые автомобили должны соответствовать требованиям не ниже экологического класса 4, а для электромобилей размер субсидии в два раза выше, чем для автомобилей на ДВС.

Москва также активно развивает инфраструктуру для велосипедного и самокатного движения, поощряет использование новых, экологичных транспортных средств. Владельцы личного электрического транспорта освобождены от уплаты транспортного налога и имеют право на бесплатную парковку, город развивает сеть зарядных станций и субсидирует покупку электромобилей для парков такси и каршеринга. Москва развивает альтернативы личному автомобильному транспорту в виде систем каршеринга и доступных таксомоторных перевозок.

На уровне Российской Федерации принят ряд документов, направленных на развитие водородной энергетики 1 (в основном производство и разработка технологий для производства, стратегия в настоящее время прорабатывается), развитие «зеленого» транспорта 2 (в том числе на водородных топливных элементах; заключено два СПИК на производство отечественных электромобилей; предусмотрена установка зарядных станций на федеральных трассах и софинансирование для некоторых регионов). Действует программа субсидирования производителей техники на КПГ 3.

Перспективные мероприятия для снижения негативного воздействия транспорта на климат и окружающую среду:

  • развитие грузового, общественного и коммунального транспорта на КПГ;
  • развитие легкового электрического транспорта;
  • развитие зарядной инфраструктуры для электротранспорта и КПГ;
  • развитие инфраструктуры для немоторизованной мобильности и микромобильности с учетом обеспечения безопасности поездок;
  • региональные требования к срокам использования шипованных шин (в настоящее время запрещено по всей России с июля по август, но в ряде регионов срок может быть расширен);
  • проработка возможности ограничения срока эксплуатации шин;
  • введение на отдельных территориях зон низких выбросов;
  • развитие рынка запасных частей — трехкомпонентных каталитических нейтрализаторов — и стимулирование их замены пользователями;
  • развитие системы сбора и переработки отработавших аккумуляторов электротранспорта, технологий переработки аккумуляторов и других деталей новых транспортных средств.

 


1 Распоряжение Правительства РФ от 05.08.2021 N 2162-р «Об утверждении Концепции развития водородной энергетики в Российской Федерации»

2 Распоряжение Правительства РФ от 23.08.2021 N 2290-р «Об утверждении Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года»

3 Постановление Правительства РФ от 13.05.2020 N 669 (ред. от 07.04.2022) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива»


Фото на обложке: Nicolas Armer / DPA

Требуется авторизация

Выполните вход для комментирования

Войти

Другие статьи

Водород и большая энергетика — проблемы успешного симбиоза

Евгений Гашо

Водород и большая энергетика — проблемы успешного симбиоза

Возможности и риски энергетического перехода в мире

Наталья Соколова

Возможности и риски энергетического перехода в мире

Почему не СПГ, если это выгодно и экологично?

Трофименко Юрий

Почему не СПГ, если это выгодно и экологично?

«Зеленый» стандарт многоквартирной жилой недвижимости разработан «ДОМ.РФ»

Евгения Либефорт

«Зеленый» стандарт многоквартирной жилой недвижимости разработан «ДОМ.РФ»