logo logo

Климат – основа новой экономики, сохранение климата – залог высокого качества жизни каждого человека

Российская климатическая политика в условиях изменения геополитической обстановки

Российская климатическая политика в условиях изменения геополитической обстановки

Автор

Наталья Соколова

Наталья Соколова

Стоит признать, что климатическая повестка стала главным вызовом XXI века для всего населения планеты Земля. Поэтому стратегии, направленные на обеспечение энерго-экологической безопасности, снижение выбросов парниковых газов от жизнедеятельности человека и адаптацию к изменениям климата, должны стать основным элементом мировой климатической политики.

Широкая дискуссия по вопросам укрепления сотрудничества между странами в деле снижения выбросов парниковых газов и с целью обеспечения справедливого перехода к экономике с нетто-нулевыми выбросами для борьбы с нищетой и обеспечения устойчивого будущего ожидается на ключевом климатическом мероприятии года, запланированном в ноябре в Шарм-эль-Шейхе, — Конференции ООН по изменению климата (COP27). Самое пристальное внимание мирового сообщества будет приковано к корректировке климатических обязательств крупнейших эмитентов парниковых газов — Китая, США, Индии, Бразилии, Канады, Мексики, Южной Кореи, Японии и России.

Вместе с тем эксперты опасаются, что правительства ведущих стран мира, переключившись на политический и экономический кризисы, отложат климатическую повестку как неприоритетную, отчего пострадает согласованность в действиях, в результате будут упущены возможности по сдерживанию глобального потепления в целях обеспечения пригодного для жизни будущего на планете.

Между тем Россия может стать примером по подходам к адаптации и развитию стратегии решения климатических проблем. В течение нескольких лет в нашей стране планомерно формируются нормативное регулирование, национальные цели по снижению выбросов парниковых газов и климатическая инфраструктура.

Части климатической стратегии Российской Федерации сегодня находят отражение в различных нормативно-правовых актах федерального и регионального уровней. Основополагающими являются такие документы, как Климатическая доктрина РФ, комплекс национальных проектов, Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, Энергетическая стратегия РФ до 2035 года, госпрограмма «Развитие энергетики», комплексный план повышения энергоэффективности экономики РФ. В этих документах определены задачи в области устойчивого развития, энергоперехода, сокращения выбросов углекислого газа, модернизации системы утилизации отходов и внедрения возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

В качестве целевого ориентира установлено, что Россия должна достичь углеродной нейтральности или баланса между выбросами парниковых газов от всех источников и их абсорбцией поглотителями, присутствующими в окружающей среде в результате природных и антропогенных процессов, к 2060 году.

Для стимулирования деятельности по сокращению энерго-экологических рисков, снижению углеродоемкости производимых товаров, энергии, работ и услуг, увеличения генерации на основе ВИЭ, масштабной электрификации и цифровизации транспорта и технологических процессов в отраслях, внедрения технологий захвата, хранения и переработки углекислого газа, вводится ценовое регулирование парниковых газов.

В электроэнергетике в период 2031–2050 годов прогнозируется изменение структуры генерации с переходом к низкоуглеродным источникам генерации: ВИЭ, ГЭС, атомной и парогазовой, снижение выбросов в угольной генерации. В углеродоемких отраслях промышленности ожидается внедрение технологий с низким уровнем выбросов парниковых газов и высокой энергоэффективностью. Рост поглощающей способности лесов в период 2020–2050 годов должен увеличиться более чем в два раза — с 535 миллионов тонн эквивалента СО2 до 1,2 миллиарда тонн.

В результате эти меры должны привести к увеличению доли постиндустриальных отраслей, то есть высокотехнологичной промышленности, информационных технологий и связи, исследований и разработок, на 11,8 процентного пункта к 2050 году по сравнению с 2020 годом. Доля традиционных отраслей, а именно добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства, низко- и среднетехнологичной промышленности, в структуре валового внутреннего продукта будет снижаться и упадет на 9,4 процентного пункта за аналогичный период. Ожидается, что энергетический экспорт будет ежегодно падать на 2,1% с 2030 года, а неэнергетический — расти на 4,4% в год.

В рамках климатического эксперимента на территории Сахалинской области будут апробированы различные меры углеродного регулирования и оценки их эффективности для последующего масштабирования на уровне страны. Планируется полная газификация территории субъекта, повышение доли ВИЭ до 26% в общем объеме производства энергии и перевод транспорта на альтернативные источники энергии. В перечень компаний, участвующих в эксперименте, вошло 50 предприятий-эмитентов от 20 тысяч тонн СО2 в год.

Именно благодаря солнечной станции выпущены первые 96 углеродных единиц, которые зарегистрированы в сентябре 2022 года в национальном реестре углеродных единиц компанией «ДальЭнергоИнвест» за счет реализации проекта по использованию возобновляемых источников энергии на присоединенных объектах и в мини-сетях в Сахалинской области. Компания построила на острове Итуруп станцию на 648 солнечных батарей установленной мощностью 250 кВт и до 2031 года планирует выпустить 1832 углеродные единицы.

В перечень поручений президента Российской Федерации Владимира Путина от 3 февраля 2022 года (Пр-740, п.1 г) включен «вопрос об определении критериев отнесения инвестиционных проектов к числу проектов, отвечающих требованиям концепции экологической, социальной и корпоративной ответственности (ESG), а также о предоставлении мер государственной поддержки участников таких проектов». Одновременно Минэкономразвития России заявило о готовности разработать национальный стандарт в дополнение к уже принятым в России документам для поддержки «зеленых» проектов.

Для усиления безопасности предприятий и целых отраслей запущен процесс формирования отраслевых и корпоративных планов адаптации к изменениям климата, которые в долгосрочной перспективе помогут снизить потери и найти выгоды, связанные как с изменением климата, так и с сопутствующими рисками перестроения отраслей экономики. На сегодняшний день заявлены к реализации климатические проекты компаний «Русал», «СУЭК», «Еврохим», «Уралхим» и других.

Компаниям и предприятиям необходимо учитывать, что климатическая повестка повлияет на цепочки поставок в сложных секторах, таких как производство цемента (лидеры по производству субъекты ЦФО, ПФО), стали (лидер по производству Челябинская область), химической отрасли, тяжелого машиностроения.

Таким образом, при разработке адаптационных планов к изменениям климата предприятиям необходимо спрогнозировать приоритеты развития регионов нахождения, соответствующих отраслей и рынков в соответствии с производимой номенклатурой.

Адаптационные планы субъектов и корпораций должны отвечать требованиям перехода российской экономики от макроэкономической политики финансовой стабильности к политике интенсивного развития на основе структурной модернизации экономики.

Согласно Единому плану по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года, в частности, в целях достижения показателя «Реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года» по направлению «низкоуглеродного развития п.4.2.4.)», определяющим федеральным проектом является «Политика низкоуглеродного развития».

Отраслевые, региональные и организационные адаптационные планы должны в большей степени опираться на научные исследования в сфере климата.

Постановлением правительства РФ от 8 февраля 2022 года № 133 утверждена федеральная научно-техническая программа в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021–2030 годы, ориентированная на мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды и климата; смягчение антропогенного воздействия на окружающую среду и климат; адаптацию экологических систем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям.

Что касается планов адаптации субъектов к изменениям климата, следует отметить, что при формировании решений должны учитываться краткосрочные и среднесрочные задачи, а также потенциал межрегионального взаимодействия при организации новых промышленных конгломераций. Климатические пояса, в которых находятся регионы, могут быть использованы как преимущество при налаживании внутренних межрегиональных производственно-логистических связей. Можно высказать рекомендацию тем регионам, кто еще находится в стадии планирования, запрашивать сведения у субъектов из ближайшего окружения, а также регионов, на которые могут быть переориентированы собственные предприятия. Кроме того, региональным органам власти необходимо опираться на перечень перспективных экономических специализаций в разрезе субъектов Российской Федерации, приведенный в Стратегии пространственного развития Российской Федерации.

Российская национальная климатическая повестка должна стать инструментом прежде всего для сокращения межрегиональных социально-экономических диспропорций субъектов РФ, а также центром притяжения стран ЕАЭС, ШОС и БРИКС. При сохранении таких подходов нашей стране будет принадлежать международный приоритет в решении научно-политической проблемы, связанной с изменением глобального климата Земли и в новых международных научных и общественно-политических инициативах в области изменения климата, вопросах экологии и окружающей природной среды.

Фото на обложке: Maksim Safaniuk / iStock

Требуется авторизация

Выполните вход для комментирования

Войти

Другие статьи

От мнимых ЦУР к устойчивому метаболизму городов и мегаполисов

Наталья Соколова

От мнимых ЦУР к устойчивому метаболизму городов и мегаполисов

Аномальная жара: план действий и меры предосторожности

Наталья Соколова

Аномальная жара: план действий и меры предосторожности

«Страны Востока все больше думают об экологии»

Наталья Соколова

«Страны Востока все больше думают об экологии»

«Мировые лидеры устойчивого развития уделяют большое внимание экологии»

Наталья Соколова

«Мировые лидеры устойчивого развития уделяют большое внимание экологии»