logo

Климат – основа новой экономики, сохранение климата – залог высокого качества жизни каждого человека

Внедрение элементов цикличной экономики как инструмент формирования устойчивого климата

Внедрение элементов цикличной экономики как инструмент формирования устойчивого климата

Автор

Наталья Соколова

Наталья Соколова

Стокгольмская Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, провозгласившая необходимость общего подхода и общих принципов мирового сообщества в деле сохранения и улучшения окружающей человека среды, в текущем году отметила свое 50-летие. Именно 15–16 июня 1972 года впервые была обсуждена концепция устойчивого развития.

Спустя 50 лет принципы устойчивого развития коснулись фактически всех уголков Земли и получили поддержку даже тех стран, которые в предыдущие десятилетия предпочитали оставаться в стороне.

Давние прогнозы экологов, биологов, климатологов по росту рисков для экономики в случае игнорирования законов природы, причинения вреда ее компонентам и потребностей человека в благоприятной окружающей среде с каждым годом находят все большее подтверждение в фактах техногенных аварий и природных аномалий. И будем объективны: чем больше концентрация населения, чем стремительнее рост производственных мощностей, тем заметнее изменения.

Рост влияния «зеленых» партий и активное расширение их электората в развитых и развивающихся странах, отчеты бирж о росте вкладов частных инвесторов в проекты, учитывающие принципы устойчивого развития, увеличение привлекательности для покупателей продукции с маркировкой eco, — все это указывает на то, что техногенные аварии и природные аномалии не остаются без внимания населения, в том числе и в России.

Отдельные тенденции, сложившись в устойчивый тренд, определили в мировой экономике новые направления, выделив в отдельные блоки:

  • низко- и высокоуглеродную экономику (с учетом и без учета мероприятий по борьбе с изменением климата);
  • «зеленую» (с учетом комплекса мер по охране окружающей среды);
  • «голубую» (с учетом комплекса мер по охране Мирового океана и сохранения водных ресурсов).

Все «цветные» экономики основываются на Целях в области устойчивого развития, которые дополнительно закреплены в рамках Парижского соглашения по климату (принято 12 декабря 2015 г. по итогам 21-й конференции Рамочной конвенции об изменении климата (РКИК; 1992) в Париже) и в той или иной степени предусматривают контроль и ограничения в области экономического роста для достижения цели по «устойчивому» развитию экономик в долгосрочной перспективе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. № 1228 наша страна приняла обязательства в рамках Парижского соглашения по климату:

  • разработать национальные планы по снижению выбросов, технологическому перевооружению и адаптации к климатическим изменениям (по Парижскому соглашению — предварительные национально-определяемые вклады) и пересматривать их в сторону повышения каждые пять лет;
  • планомерно снижать выбросы CO2 в атмосферу в части национальной стратегии перехода на низкоуглеродную экономику;
  • наладить международный обмен «зелеными» технологиями в сфере энергоэффективности, промышленности, строительства, сельского хозяйства и т. д.

Основные положения из текста Парижского соглашения:

«Настоящее Соглашение, активизируя осуществление Конвенции, включая ее цель, направлено на укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты, в том числе посредством:

a) удержания прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 °С сверх доиндустриальных уровней и приложения усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 °С, признавая, что это значительно сократит риски и воздействия изменения климата;

b) повышения способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата и содействия сопротивляемости к изменению климата и развитию при низком уровне выбросов парниковых газов таким образом, который не ставит под угрозу производство продовольствия;

с) приведения финансовых потоков в соответствие с траекторией в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата».

«Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, проводит первое глобальное подведение итогов в 2023 году и впоследствии каждые пять лет, если Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Соглашения, не примет иного решения».

Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждены оперативные и долгосрочные меры адаптации в транспортной отрасли, ТЭК, строительстве и ЖКХ, АПК и рыболовстве, природопользовании, здравоохранении, Арктической зоне, в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, промышленного комплекса и внешней торговли, а также в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Для оценки климатических рисков и проработки адаптационных мероприятий использовались методические рекомендации Минэкономразвития России от 13 мая 2021 г. № 267.

Отраслевые планы адаптации разработаны в соответствии с Национальным планом мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата. Оценка климатических рисков, ранжирование мер по адаптации к этим рискам, содержащиеся в этих планах помогут снизить потери и повысить выгоды, связанные с наблюдаемыми и прогнозируемыми изменениями климата.

Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года представляет собой систему государственных мер, которые направлены на уменьшение уязвимости системы обеспечения национальной безопасности страны, субъектов экономики и граждан вследствие изменений планетарного климата, климата на территории России, территориях соседних государств, прилегающих акваториях Мирового океана. Эти меры будут реализовываться федеральными органами исполнительной власти и властями субъектов страны.

Одновременно Россия, являясь одним из лидеров в сфере добычи ископаемого топлива и промышленного производства, безусловно, должна учитывать особенности национальной экономики и высокий риск появления дополнительных ограничений ее развития при участии в проектах по декарбонизации в случае отсутствия предварительных исследований, анализа сложившейся ситуации и проведения бессистемных мероприятий по введению ограничений на выбросы для отдельных предприятий или сфер.

Территория России обширна, проходит через несколько климатических поясов, и специфика хозяйствования малонаселенных северо-восточных регионах существенно отличается от хозяйствования в крупных городах, влияние выбросов на климат тем заметнее, чем выше плотность субъектов хозяйственной деятельности и населения (хороший пример: Москва, обладающая своим микроклиматом).

Крупные города — это крупные промышленные объекты, а крупная промышленность — это существенное воздействие на окружающую среду. При этом довольно часто, когда речь идет про снижение выбросов CO2 в атмосферу, акцентируют внимание именно на системах газоочистки и мониторинге выбросов предприятий, нередко забывая, что источником диоксида углерода являются также объекты хранения и захоронения отходов.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предполагал раскрытие информации о состоянии окружающей среды, но теперь размещение такой информации в открытом доступе (на своих сайтах или через государственные информационные системы) вменено в обязанность органов государственной и муниципальной власти.

Согласно норме, введенной федеральным законом от 9 марта 2021 г. № 39-ФЗ «информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления об окружающей среде, в том числе о ретроспективном, текущем и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, происходящих в ней процессах и явлениях, а также о воздействии на окружающую среду осуществляемой и планируемой хозяйственной и иной деятельности, о проводимых и планируемых мероприятиях в области охраны окружающей среды». При этом данные о состоянии окружающей среды не могут относиться к коммерческой тайне (такие отсылки исключены как из закона об охране окружающей среды, так и из закона о коммерческой тайне).

В частности, с 2021 года региональные и федеральные уполномоченные органы обязаны публиковать сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, об обращении с отходами производства и потребления. Поэтому представляется, что переход на безуглеродную экономику и снижение выбросов в ближайшие годы тесно связан с внедрением механизмов экономики замкнутого цикла и снижением количества направляемых на размещение отходов.

Вместе с тем цели цикличной экономики и существующей сферы обращения с отходами производства и потребления в России имеют значительные различия. Размещение отходов — это конечный этап существующей модели линейной экономики (создание, использование, захоронение отходов). В то же время цикличная экономика предполагает производство вторичных материальных ресурсов (далее — ВМР), а не отходов, как последнюю и одновременно первую стадию цикла. В настоящее время принцип формирования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ориентирован на линейную экономику и не видит товар на месте отхода.

Одновременно цикличная экономика на существующем этапе нуждается не в контролере, а в партнере и гаранте в лице государства. Реализуемые в настоящее время тенденции по внедрению элементов циклической экономики в существующую линейную схему не ведут к формированию независимой и конкурентоспособной циклической экономики на территории России.

Следует признать, что рассматривать внедрение циклической экономики в России исключительно как инструмент перехода на безотходное производство, является стратегической ошибкой. Одной из важнейших целей цикличной экономики является возобновление ресурсов. В том числе это означает и переход от ископаемого топлива к использованию возобновляемых источников энергии. Принципы цикличной экономики во многом сочетаются с мировой климатической повесткой и ведут к значительному сокращению выбросов парниковых газов. Причинами сокращения выбросов СО2-экв. в процессе формирования циклической экономики России являются:

  • рост доли возобновляемых источников энергии;
  • сокращение доли грязных производств по переработке сырья (добыча, обогащение, агломерация) в связи с ростом использования ВМР;
  • снижение выбросов биогаза (более 70% приходится на выбросы СО2 и метана) от полигонов твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) за счет сокращения размещаемых отходов;
  • снижение выбросов автотранспорта за счет отказа от невозобновляемых источников энергии.

На территории России законодательство в области циклической экономики и снижения выбросов парниковых газов находится в стадии формирования, а стратегии в указанных направлениях предполагают значительное техническое перевооружение предприятий и изменение ряда технологических процессов. Учитывая данный факт, корреляция требований циклической экономики и климатической повестки позволит сократить затраты предприятий и создать единые правила развития промышленности.

Реализация принципов циклической экономики и климатической повестки не требует введения новых нормативов качества компонентов окружающей среды. Существующий уровень природоохранного законодательства позволяет осуществлять надзор за эффективностью внедрения циклической экономики и снижения выбросов парниковых газов. Одновременно представляется целесообразным расширить полномочия Минпромторга России и Минэкономразвития России, направленных на экономическое и технологическое стимулирование предприятий, а также формирование политики с учетом интересов рынка и отечественных производителей.

В Послании президента России В.В. Путина Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 г. определены в том числе следующие стратегические цели: ответить на вызовы изменений климата, обеспечить переход к так называемой экономике замкнутого цикла, снизить выбросы в атмосферный воздух, создать собственные технологии и стандарты по тем направлениям, которые определяют будущее.

Предлагаемые инструменты циклической экономики не только могут, но и должны применяться в решении различных задач. В настоящее время одновременно реализуется несколько программ, экспериментов и стратегий в отношении повышения качества окружающей среды, ресурсосбережения и «зеленой» модернизации промышленности страны.

«Для правительства вопросы экологии, охраны природы и климата являются приоритетной повесткой, — отметила Виктория Абрамченко. — Президентом перед нами поставлена задача обеспечить к 2030 году достижение одной из национальных целей «Комфортная и безопасная среда для жизни». Правительство Российской Федерации распоряжением от 6 октября 2021 г. № 2816-р утвердило перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. В Перечне имеется раздел «Экология», который представлен в том числе инициативами «Генеральная уборка», «Экономика замкнутого цикла», «Политика низкоуглеродного развития».

«Экономика замкнутого цикла предусматривает создание системы вовлечения в оборот вторичных материальных ресурсов и кратное снижение образования твердых коммунальных и промышленных отходов», — пояснила Виктория Абрамченко.

2 июля 2021 г. в России вышел федеральный закон № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов». Он устанавливает создание системы государственного учета выбросов парниковых газов и обязательные отчеты для крупных организаций, выбрасывающих в год более 150 тысяч тонн CO2-экв. до 2024 года и более 50 тысяч тонн после 2024 года. Еще закон предусматривает реализацию компаниями «климатических проектов» и выдачу за их реализацию «углеродных единиц».

Еще в 2017 году был сформирован перечень 12 крупных промышленных городов (центров), где отмечались самые высокие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и которые вошли в федеральный проект «Чистый воздух»: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2022 г. № 1852-р в список участников эксперимента по квотированию вредных выбросов вошли еще 29 городов с высоким уровнем загрязнения воздуха. Для новых участников проект начнется с 1 сентября 2023 г. Цель эксперимента — к 2030 году вдвое сократить количество опасных загрязняющих выбросов по сравнению с показателями 2020 года.

Для достижения уровня установленных квот промышленные предприятия в этих городах должны пройти модернизацию. Также власти городов — участников эксперимента при финансовой помощи федерального центра примут меры для снижения выбросов в атмосферу от коммунального сектора и транспорта. В планах — перевод жилых домов с дровяного и угольного отопления на газовое или электрическое, ремонт трамвайных путей и троллейбусных сетей, закупка более экологичных моделей общественного транспорта.

Именно комплексный, взвешенный подход к декарбонизации без категоричного перевеса в жесткие ограничения исключительно для промышленности являются тем рецептом, который позволит реализовать задачи национальной политики при адаптации к изменениям климата. То есть, если говорить об отдельном городе, мероприятия по снижению выбросов должны быть направлены не на рост отчислений крупного предприятия в казну для компенсации своего воздействия на окружающую среду и не на безвыходную ситуацию для предприятия — внедрить «здесь и сейчас» наилучшие доступные технологии или приостановление деятельности, а на привитие культуры экологичного осуществления деятельности в городе всеми участниками хозяйственной деятельности, в том числе с помощью внедрения элементов цикличной экономики.

Как отмечает представитель инвестиционного подразделения банка Nordea Якоб Михаэльсен, «наибольшего влияния на климат можно достичь не принуждением... превратиться в „супер-зеленых“, а тем, чтобы сделать грязные компании чуть менее грязными и, возможно, немного „зелеными“».

Изображения: авторские иллюстрации
Фото на обложке: Петр Ковалев / ТАСС

Требуется авторизация

Выполните вход для комментирования

Войти

Другие статьи

Экономика климата. Новые рынки

Главред

Экономика климата. Новые рынки

О перспективах развития углеродного рынка в России

Елена Депова

О перспективах развития углеродного рынка в России

Адаптация, климатический переход и SLB по-русски

Светлана Бик

Адаптация, климатический переход и SLB по-русски

Роль CCS в переходе к отрицательным эмиссиям

Александр Чернокульский

Роль CCS в переходе к отрицательным эмиссиям