logo

Климат – основа новой экономики, сохранение климата – залог высокого качества жизни каждого человека

Зеленые школы Москвы

Зеленые школы Москвы

Автор

Моргун Дмитрий

Моргун Дмитрий

«Зеленые школы» — одно из актуальных направлений модернизации современного экологического образования. За рубежом оно в большей степени реализуется в архитектурных, дизайнерских и инфраструктурных проектах школьных кампусов и зданий, гармонично сочетающихся с окружающей природной средой, созданных из экологичных либо вторичных материалов и использующих энерго- и ресурсосберегающие технологии. Отечественные программы под названием «Зеленая школа» имеют, в основном, учебно-методический, просветительский характер [1], представлены разнообразными организациями, направлениями деятельности и образовательно-просветительскими практиками.

Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма (МДЮЦ ЭКТ) с 2017 г. реализует проект «Зеленая школа», направленный на формирование экологического подхода к созданию образовательной среды, мотивацию к становлению устойчивых эколого-ориентированных ценностей по отношению к окружающей среде, развитию эколого-образовательной деятельности в системе образования. В течение учебного года школы добровольно проводят самоаудит, а также проходят экспертную оценку по различным блокам экологических показателей: ресурсосбережение, раздельный сбор и минимизация отходов, «зеленые» закупки, использование экологичных материалов, создание эколого-развивающей среды (экотропы, уголки природы, фитомодули), участие в экологических мероприятиях (акциях, конкурсах), социальное партнерство и участие в местном самоуправлении по вопросам охраны окружающей среды, вовлечение в принятие решений, представленность экологического образования и устойчивого развития в образовательных программах и др.

Для развития современного формата экологического образования и просвещения детей и молодежи МДЮЦ ЭКТ уделяет большое внимание разнообразным формам работы (клубы, кружки, секции; открытые мастер-классы, тренинги, акции; экспедиции, выезды, походы выходного дня), а также предпрофессиональной подготовке естественнонаучной направленности. Проведенный за последние пять лет (2017–2022 гг.) анализ выбора профессии (куда поступают выпускники ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ) показал, что большинство (85%) связывает свою будущую деятельность с охраной природы и рациональным природопользованием, биоэкологией и экологией, ветеринарией и медициной, сельским хозяйством и биотехнологиями. Только 15% выбрали не профильные организации профессионального образования. Большая часть старшеклассников поступили в ФГБОУ ВО МГАВМиБ — МВА имени К.И.Скрябина — 24% и ФГБОУ ВО РГАО-МСХА имени К.А. Тимирязева — 22%, ФГБОУ ВО «МПГУ» — 15%. Часть выпускников пополнила ряды МГУ (6%), МГИМО МИД России (4%). В профильные колледжи поступило 14% выпускников ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ.

Выбирая экопрофессии будущего (выбор ответов был не ограничен), обучающиеся ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ проявили интерес к следующим: инженер солнечных систем (86%); инженер по охране леса (79%), дизайнер парковых ландшафтов (65%); инженер по восстановлению окружающей среды (58%); геоэколог (44%); архитектор живых систем (35%); сельскохозяйственный эколог (24%); биоэколог (15%), дозиметрист (7%).

В настоящее время сложились предпосылки для создания новой модели экологического образования — модели «зеленой школы», «зеленой организации». В основе модели ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ представлен обобщенный образ экологически-ориентированной образовательной организации, в которой создана мотивирующая, развивающая эколого-образовательная среда для формирования экологической культуры и экологически ответственного поведения. В качестве целевых ориентиров экологического развития организации предлагаются экологические показатели (индикаторы), которые позиционируются: как индикаторы развития воспитательной системы школы (аксиология экологического сознания и поведения, рефлексия педагогических результатов, ценностные ориентации образовательного процесса); оценочные показатели, объективно диагностируемые и демонстрирующие соблюдение экологоориентированных требований и норм в деятельности образовательной организации; целевые ориентиры, нормирующие хозяйственно-экономическую стратегию образовательной организации [2].

 


Список литературы

  1. Ермаков Д. С., Ермаков А. С., Моргун Д. В. Что такое «зеленая» школа? // Биология в школе. 2022. № 6. С. 44–50.
  2. Моргун Д. В Современные модели реализации экологического образования. //Экологическое образование и устойчивое развитие. Состояние, цели, проблемы и перспективы: материалы III международной научно-методической конференции, 24–25 февраля 2022 г., г. Минск, Республика Беларусь: электронный сборник / Междунар. гос. экол. ин-т им. А.Д. Сахарова Бел. гос. ун-та. — М.: МГЭИ им. А.Д. Сахарова БГУ, 2022. — С. 204 — 206.


Фото на обложке: Минпросвещения России

Требуется авторизация

Выполните вход для комментирования

Войти

Другие статьи

Еженедельный дайджест 22.01-28.01.2024

Главред

Еженедельный дайджест 22.01-28.01.2024

Еженедельный дайджест 15.01-21.01.2024

Главред

Еженедельный дайджест 15.01-21.01.2024

Углеродные рынки: борьба со злоупотреблениями  и новые глобальные инициативы

Елена Депова,Михаил Юлкин

Углеродные рынки: борьба со злоупотреблениями и новые глобальные инициативы

О методах и методиках адекватного сравнения энергетической и экологической эффективности мегаполисов мира

Александр Федюхин

О методах и методиках адекватного сравнения энергетической и экологической эффективности мегаполисов мира