logo

Климат – основа новой экономики, сохранение климата – залог высокого качества жизни каждого человека

Повышение технологичности угольной отрасли и участие угледобывающих регионов в климатической и экологической повестке на территории Арктический зоны и Дальнего Востока (Часть 3)

Повышение технологичности угольной отрасли и участие угледобывающих регионов в климатической и экологической повестке на территории Арктический зоны и Дальнего Востока (Часть 3)

Автор

Наталья Соколова

Наталья Соколова

Решение социальных, экономических, инфраструктурных задач в Арктике и на Дальнем Востоке остается приоритетом Президента и Правительства. Комплексное развитие Арктики и ДФО включает эффективную реализацию проектов в области транспорта, туризма, научных исследований и социальной сферы (см. Рис. 8).

 

Рис. 1: Перспективные крупные инфраструктурные проекты доя 2035 года.

 

Перспективные крупные инфраструктурные проекты до 2035 года:

комплексное развитие Мурманского транспортного узла как мультимодального транспортного хаба;

строительство и развитие железнодорожных магистралей Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево и Обская - Бованенково – Сабетта, Сосногорск - Индига, реконструкцию участка Коноша - Котлас - Чум – Лабытнанги;

модернизация аэропортовых комплексов, в том числе международного аэропортов г. Мурманска, г. Нарьян-Мара и аэропорта пос. Амдерма, г. Архангельска, г. Воркуты;

развитие проекта строительства глубоководного морского порта Индига и железнодорожной магистрали Сосногорск - Индига;

развитие транспортной инфраструктуры, включая реконструкцию морских портах Нарьян-Мар, Певек, Провидения, Сабетта;

строительство автомобильной дороги Нарьян-Мар - Усинск; Колыма - Омсукчан - Омолон – Анадырь и пр.;

развитие Варандейского, Колгуевского, Харьяго-Усинского и Хасырейского нефтяных минерально-сырьевых центров;

формирование газоконденсатных минерально-сырьевых центров на базе месторождений Ненецкого автономного округа, включая разработку Коровинского и Кумжинского газоконденсатных месторождений, Ванейвисского и Лаявожского нефтегазоконденсатных месторождений и пр.

 

Рис. 2: Основные проблемы системы обращения с золошлаковыми отходами.

 

К основным проблемам, которые тормозят развитие системы вовлечения в промышленный оборот ЗШО (см. Рис. 9), следует отнести:

недостаточно жесткий контроль, на федеральном уровне, исполнения решений и стратегических параметров, установленных Правительством РФ;

слабую вовлеченность и заинтересованность регионов в создании системы и инфраструктуры переработки вторичных ресурсов;

межведомственную рассогласованность и несовершенство нормативно-правовой базы;

чрезвычайный консерватизм и замкнутость стройиндустрии;

высокую капиталоемкость проектов глубокой переработки ЗШО;

отсутствие стимулов и гарантированных рынков сбыта ЗШО;

высокие логистические издержки ввиду значительной удаленности мест образования ЗШО и неразвитости логистической инфраструктуры;

низкую конкурентоспособность ЗШО относительно природных материалов.

Масштабные планы по развитию территории, наряду с накоплением ТЭК, требуют специальных системных мер в сфере энерго-экологической безопасности. Переход от эпизодического к крупномасштабному вовлечению вторичных ресурсов в промышленный оборот потребует решения комплекса технологических и организационно-экономических вопросов.

 

Рис. 3: Первоочередные меры для развития стратегии вовлечения золошлаковых отходов в промышленный оборот.

 

В качестве первоочередных мер (см. Рис. 3) для развития стратегии вовлечения ЗШО в промышленный оборот требуется:

ужесточение контроля исполнения Комплексного плана по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов V класса опасности (утв. распоряжением Правительства РФ от 15.06.2022 № 1557-р);

введение поэтапного запрета захоронения ЗШО;

четкое распределение ответственности между отраслевыми министерствами и ведомствами за результат реализации стратегии;

создание гарантированного рынка сбыта ЗШО посредством изменения федерального и регионального законодательства;

создание действующей базы данных, содержащей информацию о производителях, потребителях и переработчиках, технологиях переработки и направлениях использования золошлаковых материалов;

развитие стандартизации по направлению применения вторичных ресурсов и продукции, произведенной из вторичного сырья;

формирование механизмов компенсации тарифов на перевозку вторресурсов на дальние расстояния;

создание условий для повышения доли использования вторичных ресурсов при реализации федеральных, региональных и муниципальных программ;

введение ограничений на добычу природного строительного сырья на региональном уровне при наличии в регионе соответствующих ВМР;

предоставление экономических льгот и преференций хозяйствующим субъектам экономической деятельности, использующим потенциальные отходы при производстве товаров, проведении работ (оказании услуг).

Реализация такого комплексного подхода позволит повысить энерго-экологическую эффективность вовлечения вторичных ресурсов в промышленный оборот, кардинально улучшить климатическую и экологическую обстановку на территории субъектов Российской Федерации.

Таким образом, использование вторичной продукции из золошлаковых отходов позволит сэкономить до 30% процентов цемента и более половины природных заполнителей, снизить теплопроводность бетонов, облегчить массу зданий и сооружений. Кроме того, по предварительным оценкам системное вовлечение ЗШО в технологический процесс производства цемента в России создаст потенциал снижения ежегодного объема выбросов СО2 в строительной отрасли. Одновременно с этим, вторичное применение золошлаков снизит выбросы парниковых газов, так как это позволит не загружать переполненные полигоны и расчистить территорию для рекультивации земель.

 

Литература

  1. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации» от 26.10.2023 № 812. Интернет-ресурс: http://kremlin.ru/acts/news/72598
  2. Парижское соглашение согласно Рамочной конвенции об изменении климата (Paris Agreement under the United Nations Framework Convention on Climate Change). Париж, 21-й сессия Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата,12.12.2015 г.
  3. Приказ Минэкономразвития России от 13.05.2021 №267 «Об утверждении методических рекомендаций и показателей по вопросам адаптации к изменениям климата».
  4. Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 № 1523-р.
  5. Комплексный план по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов V класса опасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации 15.06.2022 № 1557-р.
  6. Перечень видов продукции (товаров), производство которых осуществляется с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.08.2023 № 2094-р.
  7. Федеральная научно-техническая программа в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021–2030 годы (утв. постановлением Правительства РФ феврале 8.02.2022 №133).

 

 

 

Фото на обложке: Unsplash / Annie Spratt

Требуется авторизация

Выполните вход для комментирования

Войти

Другие статьи

Еженедельный дайджест 22.01-28.01.2024

Главред

Еженедельный дайджест 22.01-28.01.2024

Еженедельный дайджест 15.01-21.01.2024

Главред

Еженедельный дайджест 15.01-21.01.2024

Углеродные рынки: борьба со злоупотреблениями  и новые глобальные инициативы

Елена Депова,Михаил Юлкин

Углеродные рынки: борьба со злоупотреблениями и новые глобальные инициативы

О методах и методиках адекватного сравнения энергетической и экологической эффективности мегаполисов мира

Александр Федюхин

О методах и методиках адекватного сравнения энергетической и экологической эффективности мегаполисов мира