Российская экономика быстро адаптируется к переменам и продолжает уверенно двигаться к намеченным правительством РФ целям. Один из главных вызовов — борьба с глобальным потеплением. Климат нашей страны меняется в 2,5 раза быстрее, чем в среднем на планете, а если говорить об Арктике — в 3,5 раза. Исход борьбы с глобальным потеплением зависит от каждого из нас, но наибольший вклад в реализацию климатической стратегии предстоит внести предприятиям.

Инструменты для экологичного бизнеса

По оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), малые и средние предприятия (МСП) являются источником 60-70% всего объема промышленных загрязнений в Европе. Очевидно, что для борьбы с изменением климата необходимо сделать их частью экосистемы ответственных и устойчивых брендов, заботящихся о будущем нашей планеты. И в России — благодаря новым мерам поддержки со стороны государства — это стало возможным.

«Зеленые» закупки — стимул для устойчивых брендов

8 июля 2022 года правительство России приняло постановление, согласно которому продукция, закупаемая госучреждениями, должна соответствовать принципам устойчивого развития. В разработке документа участвовали специалисты Российского экологического оператора (РЭО) — компании, ответственной за формирование системы обращения с твердыми коммунальными отходами.

Экологические требования предъявляются к следующим группам товаров:

  • бумажные изделия для гигиены и бытовых нужд;
  • твердые покрытия и элементы, используемые при ремонте или благоустройстве объектов;
  • мягкие покрытия, например, из резиновой крошки;
  • органические удобрения, грунт;
  • урны и контейнеры для мусора.

Маркировки «эко» на упаковке недостаточно, соответствие «зеленым» критериям должно быть подтверждено документально. Госорганизации отдают предпочтение товарам с экомаркировкой I типа — знаком, который можно получить при прохождении добровольной сертификации всего жизненного цикла продукции — от добычи сырья до утилизации. Обязательное требование к товарам — содержание в них вторсырья (или его компонентов) не менее 3% в 2024 году и 5% с 2025 года.

Единственная в РФ экомаркировка I типа называется «Листок жизни»Единственная в РФ экомаркировка I типа называется «Листок жизни»
Изображение: Экологический союз

Такой шаг повысит спрос на экологичную продукцию и станет толчком для развития сектора переработки отходов. Первые результаты уже есть: объем госзакупок у МСП (по состоянию на 10 июня 2022 года) составил 1,7 триллиона рублей, что на 6,4% больше, чем в прошлом году. Кроме того, с 2023 года организации и индивидуальные предприниматели, выпускающие товары из вторичного сырья, получат субсидии от государства. Размер выплат будет зависеть от количества переработанных отходов.

Отказ от лишней упаковки, пополняющей свалки

РЭО обратился к Ассоциации компаний интернет-торговли с призывом свести количество упаковки к минимуму. Оператор отметил, что неприемлемо, например, заворачивать товар в несколько слоев бумаги и пластика, а затем помещать его в коробку. Некоторые продавцы поступают так даже с продукцией, которую практически невозможно повредить при транспортировке.

По данным РЭО, отказ от лишней упаковки продуктов питания сократит количество трудноперерабатываемых отходов на 10%. Это касается и других категорий товаров — от косметических средств до аксессуаров.

Фото: пресс-служба РЭОФото: пресс-служба РЭО

Поддержка компаний, изготавливающих упаковку из вторсырья

В мае 2022 года был разработан законопроект, который переносит ответственность за утилизацию упаковки с производителей товаров на компании, изготавливающие тару. Этот подход уже помог снизить объемы захоронения мусора на полигонах в Казахстане, Белоруссии и европейских государствах. При этом более трети отходов там удалось превратить во вторсырье.

Согласно законопроекту, производители упаковки в РФ могут переработать отходы самостоятельно, поручить это компании-утилизатору или заплатить экосбор. Для компаний, изготавливающих тару из вторсырья, предусмотрено поощрение — понижающий коэффициент при расчете экосбора. Генеральный директор Российского экологического оператора Денис Буцаев отметил, что решение по законопроекту в стране будет принято до конца 2022 года.

Инициативы и программы РЭО федерального уровня

Главная цель Российского экологического оператора — поддержка компаний, работающих в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами:

  • консультации по вопросам привлечения инвестиций;
  • помощь в подборе и применении инновационных технологий, юридическая поддержка;
  • содействие в поиске поставщиков вторсырья;
  • предоставление займов на льготных условиях.

Кроме того, РЭО создал онлайн-платформу «Знай наших» для поиска российского оборудования в отрасли обращения с отходами. Так, на сервисе можно найти достойную альтернативу импортной технике.

Фото: пресс-служба РЭОФото: пресс-служба РЭО

Система оценки «устойчивости» МСП

По результатам опроса Лиги зеленых брендов, 65% МСП в России являются поставщиками для среднего и крупного бизнеса и могут влиять на экологичность готовой продукции. При этом около 25% российских компаний не знают, что такое концепция устойчивого развития (ESG). Чтобы бренды могли самостоятельно оценить свое соответствие современным экологическим нормам, была создана специальная методология. Это перечень вопросов, подготовленных с учетом действующих стандартов и требований к поставщикам. Результат отображается в виде диаграммы — так легче оценить, какие области далеки от идеала и требуют внимания.

Кроме того, 21 сентября 2021 года правительство России утвердило национальную таксономию. Она делит устойчивые проекты на «зеленые» (соответствующие мировым стандартам экологичности) и адаптационные (помогающие перестроить российскую экономику в соответствии с климатической стратегией).

Сейчас адаптационных проектов гораздо больше, чем «зеленых», но шанс достичь идеала есть у каждой компании — для этого нужно скорректировать бизнес-процессы так, чтобы их воздействие на окружающую среду было минимальным. Обходиться своими силами совсем необязательно — зачастую успех МСП приумножается при сотрудничестве с другими организациями. Так, Нелли Недре, основатель и дизайнер бренда NNedre, передает остатки тканей мастерам, изготавливающим плетеные ковры и шапки. В итоге остаются только мелкие обрезки, но и им можно найти применение. В планах Нелли Недре — перейти на безотходное производство, сотрудничая с компанией, перерабатывающей ткань в материал для набивки мебели.

Трансформация цепочек поставок

Перемены на международном рынке привели к необходимости кардинально перестраивать многие логистические процессы. Но, как отметил руководитель группы устойчивого развития аудиторско-консалтинговой фирмы Kept Игорь Коротецкий, тренд на озеленение бизнеса остается. Прогнозируется, что азиатские государства, поставщики из которых придут на смену европейским компаниям, могут так же, как и страны ЕС, ввести налог на импорт товаров, при производстве которых атмосфера загрязняется большими объемами парниковых газов. Кроме того, некоторые российские организации, в частности производители удобрений и сельскохозяйственной продукции, по-прежнему поставляют товары в страны Евросоюза, а значит, должны ориентироваться на экологические требования этих государств.

Одновременно с новыми вызовами появились и новые возможности. Так, в мае 2022 года спрос на отечественный текстиль в интернет-магазинах вырос на 90% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А исследование онлайн-сервиса «СберМаркет» показало, что корзина среднестатистического пользователя на 70-80% состоит из продуктов российского производства. Самое время сделать вклад в импортозамещение, масштабировать производство и расширить ассортимент продукции.
 

Автор: Вера Жихарева
Фото на обложке: пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Комментарии