logo

Климат – основа новой экономики, сохранение климата – залог высокого качества жизни каждого человека

Как сегодня вовлечь школьников в экологическую проблематику

Как сегодня вовлечь школьников в экологическую проблематику

Автор: Иван Смирнов, эксперт координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте РФ по науке и образованию.

Автор

Mospriroda

Mospriroda

Вовлекать молодое поколение в экологическую повестку необходимо, так как именно эти люди будут формировать, и даже уже формируют, наше будущее. Важно найти к ним такой подход, чтобы этот процесс быть интересным и естественным.

Сегодня наиболее перспективными являются две инициативы, которые выросли из Года и Десятилетия науки и технологий. Первая — это научно-популярный туризм, а вторая — научное волонтерство, и именно в такой последовательности.

Научно-популярный туризм позволяет раздвинуть границы школы или класса, заинтересовать учеников и познакомить их с научными образовательными организациями. Здесь есть три основных направления работы.

Первое: благодаря сотрудничеству с Департаментом образования и науки и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы многие научные лаборатории открыли свои двери для школьников. Это стало потрясающим опытом, когда получилось выйти из привычного музейного или экскурсионного формата. Дети смогли сами увидеть, как работают ученые, задать им вопросы об их образовании и деятельности и получить ответы из первых уст. Таким образом, школьники сразу включились в экологическую проблематику. Поэтому так важно развивать аналогичные программы и в других городах страны. Сейчас каждый год такая возможность добавляется еще в 10 регионах России.

Второе важное направление работы — создание научных центров в популярных для туризма направлениях. В первую очередь, это Крым и, безусловно, Краснодарский край. Здесь хорошее взаимодействие и с образовательным центром Сириус, Кавказским биосферным заповедником, дендрарием и центром приматологии. Все эти направления могут быть открыты для родителей и их детей при небольших изменениях привычных туристических маршрутов.

И третье направление — это детские и молодежные смены событийного туризма. Например, команда от проекта “Экологический патруль” участвует в Конгрессе молодых ученых. Соответствующие смены есть в лагерях Артек и Океан.

Координационный совет — постоянно действующий консультативный орган при Совете по науке и образованию при президенте РФ, и его задача — это экспертиза предлагаемых маршрутов в регионах. Кроме того, нам важно найти инструменты, чтобы школьники могли принять участие в таких мероприятиях бесплатно. Например, через программу "Больше, чем путешествие" возможность поехать на смену либо в научно-популярный тур есть у победителей многих конкурсов в качестве поощрения. При этом отдельно развивается инфраструктура и сотрудничество с туроператорами для того, чтобы эти туры можно было и приобрести, потому что спрос на них есть. 

Помимо маршрутов, новых знаний и знакомств, у школьников во время туров с 2023 года есть возможность познакомиться с системой карбоновых полигонов. И это не говоря уже о том, что почти все маршруты включают в себя посещение особо охраняемых природных территорий, визит-центров и заповедников.

Так, научно популярный туризм — это формат с интерактивными составляющими, но помимо них важно развивать и личное участие, в чем может помочь научное волонтерство. Начиная с Года науки и технологий, данное направление получает активную поддержку. Проект "Экологический патруль" — один из ярких примеров экологического волонтерства охватывает школьниковс 1 по 11 класс. Например, сегодня ученики, участвуя в таких проектах могут получить часы в книжку волонтера, как один из инструментов поощрения.

Один из ярких примеров экологического волонтерства охватывает целые системы обучения. Так, недавно школы стали вовлечены в инструментальный мониторинг окружающей среды. Сперва был проведен конкурс среди производителей российского оборудования. В результате был создан небольшой и недорогой набор, который школы получали бесплатно. Таким образом, собирались значимые данные, включая показатели мелкодисперсных частиц PM 2,5. Это особенно актуально для тех городов, где нет специализированных станций мониторинга воздуха.

На первом этапе датчиками удалось оснастить почти 500 школ в первых 25 пилотных регионах. Сейчас количество регионов выросло уже до 85, и школы по-прежнему имеют возможность подключиться к измерениям. Кстати, исходно Москва не вошла в пилотные регионы проекта, а сегодня это самый активный регион по количеству участников. В среднем в год обрабатываются порядка 7000 точек наблюдений.

Проект сразу создавался как межведомственный совместно с Росприроднадзором и его региональными отделениями. Заключена договоренность об обмене данным. Школьники собирают показатели на оборудовании, обучаются, исследуют, вникают в экологическую проблематику.

В 2021 году состоялся Всероссийский конкурс, ряд заявок на который пришел из сопредельных государств. Благодаря такой активной включенности в 2022 году количество научных волонтеров, участвующих в проекте, превысило 5 тысяч, при том что в целом по прошлому году ожидаемое количество научных волонтеров было около 10 тысяч и то что проект смог включить 5.000 школьников - это большой вклад. При этом очень важно образование учителей, которые работают с ребятами. Сегодня работает чат эко-наставников и целый ряд программ, которые учат включать школьников в научное волонтерство. А двери проекта по-прежнему открыты для новых участников.

 

 

 

Фото на обложке: Unsplash / Aaron Burden

Требуется авторизация

Выполните вход для комментирования

Войти

Другие статьи

Ежемесячный дайджест за Январь 2024

Главред

Ежемесячный дайджест за Январь 2024

Еженедельный дайджест 29.01-04.02.2024

Главред

Еженедельный дайджест 29.01-04.02.2024

Еженедельный дайджест 22.01-28.01.2024

Главред

Еженедельный дайджест 22.01-28.01.2024

Еженедельный дайджест 15.01-21.01.2024

Главред

Еженедельный дайджест 15.01-21.01.2024