logo

Климат – основа новой экономики, сохранение климата – залог высокого качества жизни каждого человека

Климатические риски и вызовы: с чем сталкиваются города и регионы

Климатические риски и вызовы: с чем сталкиваются города и регионы

Изменения климата стало настоящим вызовом для городов, требующим серьезной адаптации. Причем принимать этот вызов приходится не только инфраструктурной части, как может показаться на первый взгляд. Задействованы оказываются все сферы городской жизни — от строительства до здравоохранения.

Автор

Главред

Главред

Каждому по плану адаптации

В шестом докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) говорится о том, что рост глобальной температуры приобретает стремительный масштаб и может достигнуть плюс 4℃ относительно доиндустриального уровня. Недавно вышел третий оценочный доклад Росгидромета, который показывает, что климат в России еще сильнее подвержен изменениям. 

Наблюдается рост количества осадков по всей территории страны зимой и во многих регионах — летом. Кроме того, сокращается многолетняя мерзлота, усиливается заболачивание, возрастают риски торфяных пожаров, учащаются экстремальные паводки и маловодия. Есть неутешительный прогноз, что к 2030 году произойдет рост смертности именно из-за природно-климатических изменений. Очевидно, что без планов адаптации сегодня не обойтись как регионам, так и отдельным отраслям.

В России утверждено 10 таких отраслевых планов. Например, план Минздрава был утвержден в 2020 году. Среди климатических рисков, опасных для здоровья, ведомство выделяет повышение травматизма и смертности из-за экстремальных погодных явлений, ухудшение продуктивности сельского хозяйства из-за засух, рост инфекционных заболеваний из-за снижения качества питьевой воды, а также риск распространения на север опасных насекомых — переносчиков болезней (энцефалитные клещи и малярийные комары). Именно на борьбу с этими рисками направляет свои силы Минздрав.

План Роспотребнадзора отвечает за санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и состоит из 8 мероприятий, которые призваны его обеспечить. 

Минприроды России действует согласно плану адаптации в сфере природопользования. У ведомства на контроле 7 мероприятий: 3 по оптимизации работ в части адаптации и 4 по информационному научному обеспечению. 

Кроме того, свои планы по адаптации к климатическим рискам есть у Минсельхоза, Минстроя, Минпромторга, Минтранса, Минэнерго, Минвостока и МЧС.

В соответствии с 1 этапом национального плана по адаптации к климатическим изменениям регионы страны должны были разработать и утвердить меры, направленные на снижение уязвимости к климатическим изменениям. Работа будет продолжена в рамках 2 этапа, определившего набор ключевых мер до 2025 года.  

Снижаем влияние на климат. Как действовать регионам

В Российской Федерации на ежегодной основе составляется и верифицируется кадастр выбросов парниковых газов. Основная его задача - отслеживать прогресс страны в достижении поставленной Президентом России цели - баланса углерода в 2060 году. 

С изменениями климата стараются бороться и регионы, однако на региональном уровне есть целый ряд проблемных вопросов. Соответствующую аналитику Фонда «Центр стратегических разработок» Одна из сложностей состоит в том, чтобы оценить, как именно регион может воздействовать на снижение выбросов, если значительная часть мер — федеральные.

Вторая проблема заключается в том, что за существенная часть выбросов в регионах приходится на долю крупных федеральных компаний, которые сами решают, на какой из своих производственных площадок и в каком регионе они будут реализовывать экологические мероприятия. В этом смысле региону довольно сложно договориться с компаниями, что какие-либо климатические проекты будут размещаться непосредственно у них на территории.

Как может выглядеть региональная климатическая политика в таком случае? По мнению вице-президента ЦСР Татьяны Радченко существует несколько опций. Во-первых, это возможность присоединиться к эксперименту (Сахалинский эксперимент по квотированию выбросов парниковых газов). Регион может определить цель по достижению сокращения выбросов или углеродной нейтральности, либо по вкладу региона в достижение национальной цели, предусмотренной стратегий низкоуглеродного развития. Частью этого плана может стать квотирование выбросов.

Во-вторых, можно принять региональный план реализации стратегии низкоуглеродного развития либо климатического плана, либо, как делает часть регионов, предусмотреть в стратегиях социально-экономического развития отдельные разделы, посвященные декарбонизации региона. 

В-третьих, сегодня есть возможность утвердить отраслевые программы, в рамках которых определяются цели по снижению выбросов в отдельных секторах. 

Также у регионов есть полномочия по введению отдельных ограничений. Например, это могут быть запреты на захоронение органических отходов, которые явно сопровождаются выбросами парниковых газов. Пока такие меры у нас в стране не популярны, так как они достаточно жесткие. В зарубежном же опыте это весьма распространенная практика. 

Среди общих мер регионам доступны и такие программы повышения энергоэффективности, как возможность заимствования средства на рынке через зеленые облигации и распределение полученных денег на отдельные экологические проекты.

Стать частью эксперимента и экономически выиграть

В России официально работает реестр углеродных единиц. По данным генерального директора АО «Контур» Оксаны Гогунской (оператор реестра углеродных единиц), по состоянию на 24.11.2023 в реестре зарегистрировано 8 климатических проектов, реализуемых в частности на Дальнем Востоке, в Татарстане, Пермском крае и Тульской области. Один из последних зарегистрированных проектов покрывает несколько регионов и обещает до 2029 года реализовать 50 млн углеродных единиц.

Реестр углеродных единиц - добровольная система, в отличие от эксперимента по квотированию, который сейчас проходит на территории Сахалинской области (он присоединится к реестру в 2025 году, см. ниже). В 2028 году он будет окончен и Минэкономразвития с большой долей вероятности может распространить его и на другие регионы страны. 

«С 2025 года мы ожидаем новый вид единиц — единиц выполнения квот — это те излишки, которые будут образовываться у компании, если они будут перевыполнять квоту, установленную для них. То есть, по сути сокращения будут больше, чем установлено. Государство позволяет это превращать в товар и, соответственно, продавать тем организациям, которые в силу своей технологической особенности не могут снизить выбросы до установленной квоты», — рассказала Гогунская.

Пока рынок торговли углеродными единицами в России исключительно внутренний. Однако потенциал и перспективы международного сотрудничества есть, так как многие страны сегодня создают аналогичные инструменты. 

 

Строительство с поправкой на климат

Инфраструктура города и его застройка тоже могут стать подспорьем в борьбе с климатическими изменениями в любом регионе. Так, с учетом адаптационных мер и новой Климатической доктрины России, в Москве уже реализуется часть мер, заявляет начальник отдела управления научно-технического обеспечения развития строительной отрасли Департамента градостроительной политики Москвы Светлана Марченкова.

Во-первых, это развитие и актуализация нормативно-технической базы по проектированию строительства объектов с учетом актуальных региональных климатических данных. 

Во-вторых, это обеспечение высоких требований по энергетической эффективности жилых домов. Так, нормативное удельное значение энергопотребления при проектировании в строительстве многоквартирных домов по программе реновации составляет 160 кВт/час на кв. метр в год, включая энергопотребление на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на общедомовые нужды. Данное значение соответствует классу энергоэффективности B — это высокий класс энергоэффективности — и составляет примерно 60% от фактического энергопотребления старого пятиэтажного фонда.

 

Результатов помогает достичь повышение уровня теплозащиты наружных стен, крыш, чердачных перекрытий, окон, балконных дверей, а также теплоизоляция внутридомовых инженерных систем, установка общедомовых и квартирных приборов учета потребления энергии, автоматических счетчиков расхода горячей и холодной воды, частотное регулирование приводов-насосов в циркуляционном трубопроводе системы горячего водоснабжения, использование приточно-вытяжных устройств с рекуперацией теплоты вытяжного воздуха, установка высокоскоростных энергосберегающих лифтов, индивидуальных тепловых пунктов и нагревательных приборов и ряд других мер. 

Кроме того, при вводе многоквартирных домов в эксплуатацию на основании проектной документации, Мосгосстройнадзором определяется их класс энергоэффективности. Нужно отметить, что в Москве с 2020 года по настоящее время высочайший класс энергоэффективности А, А+ А2 + присвоен более 240 многоквартирным жилым домам. 

 

Также ведется разработка методических рекомендаций по адаптации к климатическим изменениям внутренних инженерных систем многоквартирных домов, которые строятся сейчас в условиях санкционных ограничений в рамках программы реновации и с учетом повышенной этажности.

 

 

 

Фото на обложке: Unsplash / Alexander Smagin

Требуется авторизация

Выполните вход для комментирования

Войти

Другие статьи

Энергетический переход vs энергосбережение vs энергоэффективность – лебедь, рак и щука … или новый симбиоз

Mospriroda

Энергетический переход vs энергосбережение vs энергоэффективность – лебедь, рак и щука … или новый симбиоз

Мегаполисы мира: климат и тенденции развития энергоснабжения. Часть 2

Mospriroda

Мегаполисы мира: климат и тенденции развития энергоснабжения. Часть 2

КС-28 в Дубае: основные итоги форума

Кокорин Алексей

КС-28 в Дубае: основные итоги форума

Мегаполисы мира: климат и тенденции развития энергоснабжения. Часть 1

Mospriroda

Мегаполисы мира: климат и тенденции развития энергоснабжения. Часть 1