logo

Климат – основа новой экономики, сохранение климата – залог высокого качества жизни каждого человека

Стратегическое планирование городской инфраструктуры через призму энергоэкологического метаболизма

Стратегическое планирование городской инфраструктуры через призму энергоэкологического метаболизма

Автор

Александр Федюхин

Александр Федюхин

Увеличение численности населения городов и тенденция к образованию городских агломераций неизбежно приводят к усложнению транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры. Что в свою очередь, повышает требования к управлению и упорядочиванию потоков энергоресурсов и отходов, образующихся на урбанизированных территориях. Термин «городской метаболизм» появляется в научно-технической литературе во второй половине ХХ столетия.

Пилотным исследованием в области городского метаболизма принято считать работу Уолмана [1], который в 1965 году представил структуру города с учетом потоков энергии, отходов и водных ресурсов. С современной точки зрения такой подход может казаться упрощенным на фоне наличия практики составления топливно-энергетических балансов регионов и населенных пунктов, однако, работа Уолмана позволила, в первую очередь, акцентировать внимание на данной проблематике и создать базис для дальнейших исследований. Следующей важной вехой стала разработка специфичных количественных показателей для оценки особенностей функционирования городской инфраструктуры. В представленной в 1983 году работе Одума [2] предложена методика оценки энергетических потоков через эквиваленты солнечной энергии как универсальной метрики.

Очередной виток развития исследований в данной области пришелся на 2000-е годы, когда в научно-технической литературе и средствах массовой информации начали широко обсуждаться вопросы возобновляемых источников энергии, способов обращения с отходами и снижения выбросов парниковых газов [3].

 

 

Рисунок 1 – Модель для анализа метаболизма г. Торонто [3]

 

Важно отметить, что подходы по оценке метаболизма города с акцентом на экономические факторы, такие как: ВВП на душу населения или ВВП на единицу потребленной энергии несут в себе риски спекулятивного характера. Переход на денежные эквиваленты при анализе проблем системного характера чреват выбором стратегически неверных решений в силу сильной волатильности стоимости широкого спектра товаров и услуг. Тем самым важно оперировать исключительно физическими величинами на базе материальных и энергетических балансов. В то же время, энергоэкологический метаболизм – это не балансовый метод в чистом виде, а методика поиска направлений стратегического планирования города, опирающаяся на топливно-энергетический баланс и иные документы, регламентирующие его энергетическое хозяйство. Такой подход продиктован тем, что барьеры развития индивидуальны для каждой отдельно рассматриваемой урбанизированной территории.

К примеру, углеродный след крупных столиц (Токио, Париж) может быть выше, чем у городов в странах, которые принято относить к развивающимся (страны БРИКС). Это обусловлено тем, что подушевой углеродный след характеризует не только технологию генерации электрической энергии, но и численность населения с учетом общего уровня развития промышленности рассматриваемого объекта. По этой причине густонаселенные города Юго-Восточной Азии с доминирующей долей угля в энергобалансе могут оказаться «экологичнее» европейских столиц с современной энергосистемой.

Первым этапом при анализе энергоэкологического метаболизма города предлагается ранжирование городов по уровню метаболизма с точки зрения подушевого потребления энергии.

 

Рисунок 2 – Ранжирование мегаполисов по уровню метаболизма

 

Второй этап – определение текущих ограничений развития и эволюционных ловушек с учетом уровня метаболизма городов. К примеру, Московская область имеет дефицит по располагаемой электрической мощности, а ряд крупных городов Подмосковья – по располагаемой тепловой мощности. Эти аспекты представляют собой текущие ограничения по развитию города с точки зрения повышения уровня его метаболизма. Другим ограничением, отнесенным скорее к будущему, а не к настоящему являются, так называемые, эволюционные ловушки, с которыми неминуемо столкнется город в ближайшей перспективе при сохранении нынешних социокультурных и экономических моделей развития.

 

Рисунок 3 – Типовые ограничения и эволюционные ловушки городов

 

Третий этап – анализ климатической уязвимости объектов энергетической инфраструктуры в контексте влияния динамики изменений температуры, влажности и иных погодных условий на режимы работы энергетического оборудования.

Четвертый этап – построение поточных диаграмм и прогнозирование тепло-, электро-, водо- и топливопотребления. Задача представляет собой визуализацию движения энергетических потоков городской среды.

Пятый этап – разработка мероприятий стратегического характера и направлений совершенствования энергоэкологического метаболизма города с учетом текущего уровня метаболизма. Заключительный этап методологии базируется на результатах работы по предыдущим четырем этапам и предназначен для разработки документа стратегического планирования энергетической инфраструктуры города.

 

Рисунок 4 – Методический подход к изучению энергоэкологического метаболизма города

 

Зачастую под стратегическим планированием городского развития подразумевается метод обеспечения конкурентоспособности города в условиях глобализации и с акцентом на социально-экономические показатели. Однако, с учетом современных климатических и инфраструктурных вызовов стратегическое планирование города является многомерной и многоуровневой задачей, охватывающей взаимоувязанные аспекты жизни человека и поэтому может быть решена исключительно в разрезе междисциплинарного научного подхода.

 

Список источников:

1. Wolman A. The metabolism of cities: Scientific American 213 (3), 179–190, 1965.

2. Odum H. T. Systems Ecology, an Introduction: Wiley-Interscience, New York, NY, 1983.

3. Kennedy, Christopher A. et al. «The study of urban metabolism and its applications to urban planning and design» Environmental pollution 159 8-9 (2011): 1965-73.

 

 

 

Фото на обложке: Unsplash / Denys Nevozhai 

Требуется авторизация

Выполните вход для комментирования

Войти

Другие статьи

Мегаполис. Человек, социум и инфраструктура.

Mospriroda

Мегаполис. Человек, социум и инфраструктура.

Дом в Клину. Модельное решение «зеленого» жилья

Москаленко Игорь Валентинович

Дом в Клину. Модельное решение «зеленого» жилья

«В расчеты устойчивого развития нужно заложить ценность человеческой жизни»

Сергей Бобылев

«В расчеты устойчивого развития нужно заложить ценность человеческой жизни»

Город будущего: зеленый, чистый, безопасный

Главред

Город будущего: зеленый, чистый, безопасный