На «Климатических диалогах» обсудили «зеленый» транспорт

Фото: Jose Gulias Trigas / iStock

На внутренний и международный транспорт приходится около 20% глобальных выбросов парниковых газов. Климатологи, активисты и политики все чаще призывают к решительным действиям по декарбонизации транспорта. Если не принять сейчас никаких мер, доля выбросов от транспорта к 2050 году составит до 60% от их общего объема.

Сейчас в мире появляется все больше инноваций в области экологичной мобильности, однако их освоение рынком идет медленно. Помимо частного легкового транспорта этот вопрос, безусловно, касается и крупного грузового. Грузовые перевозки и логистика вносят основной вклад в изменение климата (10–11% от общего объема выбросов). Но пока этот сектор почти полностью зависит от ископаемого топлива.

В России действует Транспортная стратегия, последний раз обновленная в 2021 году. Документ содержит план по переходу на безуглеродные виды транспорта до 2030 года. В качестве «зеленого» топлива рассматриваются электричество, газ и водород. Но остается существенный и пока не решенный вопрос о декарбонизации железнодорожного транспорта. Эту проблему отметил заведующий кафедрой «Техносферная безопасность» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Юрий Трофименко в рамках дискуссии по вопросам «зеленого» транспорта в ходе недавно прошедшего форума «Климатические диалоги». Трофименко пояснил, что в России самая протяженная сеть железнодорожного транспорта в мире и пока сложно найти решение для ее глобальной модернизации.

Что касается частного «зеленого» автотранспорта, то, по словам Трофименко, пока отсутствуют льготы на строительство заправок для него. Это работает против стимуляции развития. По примерным подсчетам, необходимо 400 миллионов рублей для перехода транспорта с дизельного на газомоторный. «Но вопрос: «Откуда их брать? Из внутренних резервов транспортных компаний?» — сказал ученый.

Однако переход к менее загрязняющим и экологически чистым видам транспорта необходим и для борьбы с темпами глобального потепления, и для успешного развития отечественного автомобильного бизнеса.

Кирилл Жанайдаров, руководитель проектов внешней транспортной инфраструктуры Фонда «Сколково», заметил, что сейчас России нужно развивать электромобильный и другие виды альтернативного транспорта. Тем не менее опыт западных стран не может быть взят за точный образец для России. «Нужно учиться у других, но невозможно многое скопировать. У каждой страны свои возможности», — отметил Жанайдаров.

В настоящее время стратегическим планированием декарбонизации транспорта во многих странах мира занимается активно Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD). По инициативе организации был разработан справочник эффективных действий по декарбонизации транспорта, который является наглядным пособием для правительств многих стран мира, стремящихся достичь углеродной нейтральности в транспортной сфере. Россия подавала заявку на вступление в ОЭСР в 1996 году, но получила отказ.

Фото на обложке: Jose Gulias Trigas / iStock

Главред

Комментарии

Другие новости